В конце октября вице-премьер Сергей Иванов заявил, что в области космической навигации Российская Федерация твердо занимает второе место в мире. И, тем не менее, отечественная система ГЛОНАСС продолжает остро нуждаться не только в крупных инвестициях, но и в серьезных протекционистских мерах со стороны государства. Поэтому и возникают новые административные инициативы, в рамках которых намечается облагать дополнительной пошлиной ввозимые в страну сотовые телефоны и навигаторы без ГЛОНАСС или разрабатывается нормативный акт правительства, обязывающий производимые в России автомобили оборудовать устройствами ГЛОНАСС.
Пока наиболее широко отечественная навигационная техника используется в силовых структурах, а также в транспортных организациях. Министерство обороны уже закупило десятки тысяч устройств для управления войсками. Очевидно, что без ГЛОНАСС невозможно существование российского высокоточного оружия. Сейчас ГЛОНАСС «работает» даже на артиллеристских снарядах. МВД также осуществляет большие закупки отечественного навигационного оборудования: планируется в течение ближайшего десятилетия выделять на эти цели по 1 млрд. руб. в год.
Более, чем в 100 городах страны работают системы управления транспортными перевозками. За последние три года стоимость комплекта профессионального оборудования для системы ГЛОНАСС снизилась в пять раз.
Хуже обстоит дело с массовым рынком навигаторов: его развитие в значительной мере сдерживается отсутствием чипсетов отечественного производства. Ожидается, что микросхемы для приемников ГЛОНАСС, изготовленные по топологии 90 нм, появятся у нас уже в будущем году. Есть основание считать, что они будут не намного дороже зарубежных. Устройства, собранные на них, будут стоить на 50 — 100 руб. выше аналогичной импортной техники.
А пока готовятся новые меры по поддержке отечественных производителей. До конца года выйдет нормативный акт правительства, в соответствии с которым все новые автомобили, выпускаемые с конвейера в Российской Федерации, включая иномарки, должны быть в обязательном порядке оборудованы навигаторами ГЛОНАСС. Цена таких приборов составит порядка 10 тыс. рублей.
Возможно, эти меры приблизят сроки реализации программы экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС», которая по целям и принципам функционирования аналогична европейской системе e-Call. Она предполагает установку на автотранспортные средства, эксплуатируемые на территории Российской Федерации, навигационно-телекоммуникационных терминалов ГЛОНАСС/GPS, обеспеченных двусторонней связью со специализированным информационным центром оператора системы «ЭРА ГЛОНАСС».
Если говорить о масштабах государственной поддержки национальной навигационной системы, то в рамках действующей федеральной целевой программы (ФЦП) Россия уже вложила в развитие ГЛОНАСС 60 млрд. руб. На первом этапе развития системы основные инвестиции были направлены на космический сегмент, сейчас он фактически создан и ресурсы будут направляться на создание массовых навигационных устройств и на картографическое обеспечение. Наша задача, по словам Сергей Иванова, — создать условия, чтобы заработал рынок. В конечном счете, за государством останется одно — космические аппараты, остальное будет делать рынок. Будем надеяться, что после этого рынок в данном секторе экономики уж точно будет создан, прочно встанет на ноги и в протекционистских мерах не будет нуждаться.
Петр Чачин, научный редактор PC Week/RE, внештатный эксперт «Бестселлеров IT-рынка»