Стало известно, что совет директоров AMD неожиданно уволил CEO компании – Дирка Майера, занимавшего этот пост на протяжении последних двух лет. Решение оказалось достаточно неожиданным для большинства наблюдателей, так как достигнутые в последнее время успехи AMD в сегментах настольных ПК и ноутбуков достаточно очевидны. Перспективы новых разработок для этих областей (главным образом имеется в виду новая платформа AMD Fusion) также предварительно оценивается весьма комплиментарно. Попытаемся разобраться, в чем же здесь дело, тем более что официальные комментарии компании по этому поводу довольно абстрактны.
Например, вот как прокомментировал решение акционеров председатель совет директоров AMD Брюс Клафлин: «Дирк взял на себя руководство компанией в трудные для нее времена. Он с успехом сумел вернуть компании стабильность, а также стал инициатором нескольких важных для ее развития проектов, включая создание предприятия по производству чипов Global Foundries, обеспечил успешное урегулирование патентного спора с Intel, а также разработку APU семейства Fusion. Вместе с тем совет директоров видит большие возможности для увеличения доходов акционеров AMD, но для этого компания должна еще более интенсифицировать темпы своего роста. Мы уверены, что смена главы AMD позволит достичь поставленных задач».
Смысл претензий акционеров раскрывается, если вдуматься, в каких сегментах реструктурированная Майером AMD достигла наибольших успехов и где сумела отобрать некоторую часть доли у конкурентов. Это настольные ПК, главным образом мультимедийной и игровой направленности. Здесь явные успехи в области поставок относительно недорогих чипов Athlon II и Phenom II, и, особенно, дискретных графических карт Radeon HD5000. Сегмент крупный, но не растущий, а в перспективе даже сжимающийся. (По крайней мере, если отбросить текущие цифры роста, связанные просто с выходом из кризиса – в такие моменты на всех рынка годовая динамика номинально положительная, но это говорит скорее не о перспективности сегментов, а лишь о темпах их восстановления.) Во-вторых – бюджетные и среднего уровня ноутбуки потребительского характера. Это – крупнейший сегмент компьютерного рынка в потребительской сфере (где у AMD есть мобильная платформа Vision версии Danube). Но это – уже и сложившийся сегмент с естественным образом спадающей динамикой просто в силу эффекта базы. Компактные ноутбуки класса CULV (в терминологии главного конкурента). Здесь также неплохо смотрится и по цене и по качеству AMD Vision версии Nile. Растущий, но все же изначально некрупный сектор, который был и остается промежуточным между полноценными ноутбуками и нетбуками.
Таким образом, мы не видим в этом ряду ни одного подсегмента со сверхинтенсивными темпами роста. Главное – все это старые подсегменты, на текущий момент, безусловно, основные, но в долгосрочной перспективе все менее интересные. И даже в них влияние AMD не является горизонтальным – корпоративные клиентские решения как были, так и остались под влиянием Intel, в этом отношении компания AMD не сумела существенно переменить сознания крупных заказчиков.
В настоящий же момент мы явно имеем дело не просто с появлением очередных поколений логики и ПО или с возникновением каких-то «модных» на локальном временном участке товарных категорий. Речь об изменении вычислительной парадигмы современного мира. И изменении роли ПК в нем. Речь о cloud-computing. Можно спорить о самом этом термине, называть его исключительно маркетинговой уловкой, но это не отменит сути происходящих перемен. Универсальные пользовательские компьютеры, т. н. «толстые клиенты» в перспективе начнут сдавать позиции (долю) тому, что ранее именовалось Server Based Computing (SBC), терминальными системами и пр. В этой новой парадигме (новой и сверхдинамичной) увеличиваются роли двух сегментов: высокопроизводительных систем – серверов и HPC – и сегмента легких терминалов, в современном мире, конечно, главным образом мобильных. Причем последних у одного пользователя предполагается иметь сразу несколько на разные случаи. И использоваться эта модель, понятно, может и в бизнесе, и в частной сфере.
На время возникший и сделавший немалые объемы сегмент нетбуков был AMD попросту пропущен. (Линейка AMD Geode совершенно не продвигалась, хотя локальные прецеденты ее использования в этой сфере были, но их влияние фактически незаметно.) А ведь именно этот класс устройств можно было считать, пожалуй, первой ласточкой надвигающейся смены пардигм. И, кстати, именно устами г-на Майера было в свое время озвучено «неверие» AMD в этот сегмент. Ставка была сделана на энергосберегающие чипы более высокого, нежели Atom, класса, в то время как у Intel подобные low-voltage-решения тогда уже были на конвейере. Fusion, безусловно, расширяет путь и в эту сферу тоже – это энергоэффективное решение, но с той поры и требования к сверхмобильным компьютерам поменялись. Наступает эра планшетов. Где даже процессор Atom пока смотрится не слишком комплиментарно. Но у Intel есть хотя бы oн, компания озаботилась этой проблематикой раньше и, пусть не без проблем, но продолжает ее расширять. AMD же в этой сфере отстала вовсе.
Другой весомый конкурент AMD, но уже из иной сферы – nVidia, будучи реально поджат AMD на рынке дискретной графики для ПК, также сумел развернуться и создал достаточно перспективное SoC-решение Tegra в архитектуре ARM. И вряд ли выпущенная первая инкарнация Fusion способна на равных конкурировать с Atom Z6xx и Tegra 2, да и всем валом ARM-чипов именно в сфере таблетных терминалов и сверхкомпактных блокнотов типа нетбуков и смартбуков. А это и есть сегменты со сверхвысокими темпами роста, в отличие от традиционных компьютеров.
Есть и другая сторона баррикад – серверные решения. Развитие тематики крупных ЦОД, облачные концепции делают этот сегмент крайне перспективным. Здесь позиции Intel были и остаются непререкаемыми. Причем нельзя сказать, что AMD за последнее время здесь ничего не сделала – работа велась. Но реальная доступность последних версий Opteron явно оставляла желать лучшего. К слову, та же nVidia в то же время активно развивала направление HPC на базе GPU – линейка Tesla.
Итак, становится понятным, что стратегия, заданная Дирком Майером, была нацелена на развитые в данный момент, консервативные сегменты. Собственно, это была скорее не стратегия, а тактика, причем тактика весьма успешная. Возможно, это вообще было единственным возможным решением для AMD в тот момент – ведь речь вообще-то идет о кризисном периоде. CEO решал текущие проблемы на текущих рынках, и, возможно, даже спас компанию. Другой вопрос, что сегодня акционеры уже не готовы идти на антикризисные уступки, и хотят видеть инвестиции в рынки, перспективные с точки зрения получения дивидендов. И тактическими победами на медленных, устаревающих рынках удовлетворяться более не готовы. Думается, именно это имеется в виду под «большими возможностями для увеличения доходов», упомянутыми председателем совета директоров. Пришло время нового лидера, действующего действительно более стратегически.
Дмитрий Шульгин, старший эксперт аналитической компании ITResearch