Acer признанный ньюсмейкер на российском ИТ- рынке. Поэтому даже такие серьезные новостные поводы, как вхождение на новый рынок, воспринимаются если не как должное, то достаточно спокойно. Однако последний анонс обширной линейки серверов и систем хранения данных вызвал гораздо больший резонанс. Фурор, конечно, произвело озвученное намерение компании занять 20-30% российского рынка серверов. Общее мнение моих коллег – это излишне оптимистичное заявление. Хотя вряд ли стоит придавать этому особое значение, обычный элемент агрессивного пиара, которым пользуются многие компании.
Попробуем порассуждать о реальных шансах. На самом деле мы имеем дело не с простым анонсом товарной линейки ( как концептуально выстроен пресс-релиз) и не с выходом компании на новый рынок ( как это представили многие СМИ), а с новой попыткой Acer поработать на этом рынке. Если вспомнить историю, то в былые годы Acer не так уж плохо смотрелся на рынке серверов со своей линейкой Altos. Правда это было уже лет 10 назад, уже в начале двухтысячных годов компания в отчетах ITResearch была ближе к категории Others. Но был период, когда серверы Altos очень активно продвигались, в том числе за счет рекламы, которой Acer тогда активно пользовался.
Почему бы истории не повториться? Компания представила вполне приличную, достаточно полную для массового рынка линейку серверов. Да, это затраты, но и серьезная заявка на статус одного из основных игроков. Так и поступают когда надо быстро продвинуться на рынке. Правда марка Acer Gateway, под которой будут продвигаться серверы, думаю, ничего не говорит потенциальному потребителю. Это ведь не сравнить со связкой HP Compaq когда HP поглотила своего основного конкурента и лидера рынка в тот момент, между прочим. А марка Gateway, которую поглотила Acer, никогда не была брендом на рынке серверов, тем более у нас. Для нашего рынка лучше, на мой взгляд, было бы сохранить бренд Altos. Думаю, его многие еще помнят, и не с худшей стороны. Но, маркетинговая политика Acer определяется, конечно, не в России, а потому местному представительству придется продвигать марку Acer Gateway.
Именно продвигать, специалисты российского Acer это понимают. И поэтому выбрана специфическая схема построения канала с эксклюзивным дистрибутором. «Марвел» вполне достойная компания, но в то же время лидирующим дистрибутором серверов, наверное, не является. Зато у компании есть успешный опыт продвижения торговых марок, и именно на эксклюзивной основе. Сильным моментом Acer на этапе вхождения на реально интересующий его рынок является агрессивная ценовая политика, причем не только по отношению к конечным потребителям, но и в канале. Судя по высказываниям менеджеров, Acer за этим дело не станет, компания готова завоевывать долю рынка если не любой ценой, то жертвуя другими бизнес-показателями.
Чья же это доля? Учитывая высокую степень монополизации нашего рынка серверов и озвученный компанией Acer отказ от конкуренции с HP и IBM ( и, наверное, еще и Dell стоило бы упомянуть) тут явно имеется ввиду доля таких компаний, как Kraftway, Aquarius и Depo ( хотя есть еще Etegro и др.), поскольку замещение объемов мелких сборщиков 20-30% рынка не дадут. Однако, проблема в том, что ведущие российские поставщики серверов в значительной степени ориентированы на корпоративный рынок, который весьма консервативен, в значительной степени сформирован, на нем велика доля рынка замещения, на который новым игрокам попасть заметно сложнее. Да и сама продукция, серверы, не совсем тот сегмент, где единственным критерием выбора (даже в тендерах) является цена. В результате, более-менее реальным направлением для атаки Acer видится все же сегмент SMB. Этот рынок, конечно, имеет неплохой потенциал, но хватит ли его для желаемых 20-30%?
Что касается вторжения Acer на рынок СХД, это отдельный вопрос. В принципе рабочие механизмы есть. У компании солидный OEM-партнер – Hitachi, и такой схемой пользуются даже более именитые бренды. Должна дать определенный эффект и связка поставщик СХД и серверов в одном лице. А NAS – системы – это вообще отдельный рынок. В то же время марка Acer здесь еще менее известна. Если оценивать интегрально, то, думаю, что рынок СХД будет для Acer пока смежным по отношению к рынку серверов.
А зачем все это, в смысле агрессивная бесприбыльная ( в лучшем случае) работа длительное время. Очевидно, это попытка не отстать от общей для крупных компаний тенденции – ухода в более высокомаржевые ниши рынка. Ведь последние отчеты IDC и Gartner показали, что Lenovo уже вытеснила Acer с третьей позиции на мировом рынке ПК. И не факт, что это временное явление. И работать на массовом рынке компьютеров становится все труднее. То есть ход компании абсолютно логичен и правилен. Только вот бросаться громкими заявлениями по захвату большой рыночной доли не стоит. Журналисты любят откладывать такие цитаты в загашник, чтобы извлечь неудобный вопросик через время. Как вспоминают, например, амбициозный проект Brother по достижению в России рыночной доли в10%.
Юрий Бонкарев, «Бестселлеры IT-рынка»