В начале июня корпорация Intel объявила о выходе очередного, 4-го по счету поколения процессоров Intel Core. Ранее архитектура была известна под названием Intel Haswell. В рамках традиционной концепции Intel Tic-Tac, предполагающей год на обновление производственной технологии, год на обновление микроархитектуры – новое поколение является «таком», т. е. модернизацией логической структуры чипа. Однако, в этот раз основные изменения оказались не совсем обычны, вернее лежат в нетрадиционных областях.

В пафосе официальных заявлений выход Haswell преподносится как «самая значительная трансформация на рынке ПК с момента выпуска технологии Intel Centrino». И определенная логика именно в такой подаче есть. Выход платформы Centrino в свое время ознаменовал переход пальмы первенства от десктопов к ноутбукам. Если прежде мобильные версии процессоров были просто усеченным дополнением основной составляющей тогдашних линеек – десктопных чипов, то в момент появления Centrino стало понятно, что главные теперь вовсе не они. Акцент на абсолютной производительности, переместился к удельной – производительности на ватт. И именно в этой системе ценностей происходило дальнейшее развитие архитектуры Core.

Что же изменилось сегодня?

4-е поколение разрабатывалось как процессоры для ультрабуков, и об этом говорится прямо. Причем явно имелись ввиду и ультрабуки-трансформеры, и просто монолитные планшеты. В частности впервые в линейке появилась серия Core Y энергопотребление и тепловыделение которой начинается от уровня 6 Вт. (напомним, процессоры для ультрабуков Core U поколения Sandy Bridge/Ivy Bridge – имели теплопакет 17 Вт.) В новых мобильных процессорах по иному организован процесс регулировки нагрузки и потребления отдельных блоков, он стал более гибок. В результате для ультрабуков нового поколения станут доступны показатели времени автономной работы, ранее характерные скорее для устройств с чипами ARM – до 9 часов просмотра видео, и до нескольких суток в спящем режиме. Так что, речь уже даже не о производительности на ватт, а вообще о возможности создания устройств любого форм-фактора, включая мини-планшеты, встраиваемые решения и пр. на базе чипов с архитектурой Core без использования вентиляторов охлаждения.

Сами же вычислительные ядра ( а их по прежнему до 4-х) претерпели некоторые архитектурные изменения, но к критическому росту вычислительной способности они не привели. Это уж вовсе не актуально. А вот блок встроенного GPU действительно расширен и углублен. Производитель заявляет в среднем о двукратном приросте возможностей при обработке видео и графики. Интегрированное видеоядро Intel HD ныне стало способно обходиться без дополнительных дискретных адаптеров даже в весьма серьезных играх. По-видимому, термин «игровой ультрабук» должен перестать быть оксюмороном. Да и декодирование видео высокой четкости на планшете не должно теперь отнимать все системные ресурсы.

Что же до пользователей дескопов – для них позитивных новостей по нынешним временам мало. Особого прироста пиковой мощности чип не дает. В нем реализована поддержка набора новых SIMD инструкций, но их потенциал должен быть еще поддержан разработчиками ПО. Чип имеет новый сокет – LGA 1150 (вместо 1155) и, таким образом, не совместим со старыми материнскими платами.

В целом, очевидно, что ныне целевым рынком для Intel являются уже даже не стандартные ноутбуки, о десктопах мы уже и не говорим. Что довольно естественно, если взглянуть на продажи привычных нам категорий компьютеров за последний период – они явно стагнируют.

Дмитрий Шульгин, аналитическая компания ITResearch