Компания BlackBerry заключила предварительное соглашение о продаже за 4,7 млрд долл. всех своих активов финансовой компании Fairfax Financial, которая до сих пор владела 10% акций BlackBerry. Это первый довольно конкретный вариант продажи бизнеса компании, ранее данный вопрос обсуждался в гораздо более общих чертах.
С другой стороны компания буквально на днях объявила о намерении вернуться к своей изначальной стратегии, предполагающей ориентацию не на потребительский, а на корпоративный рынок. Как это коррелирует с намерением продать текущие активы пока не ясно. Ведь для того, чтобы восстановить былую славу компании, заработанную именно на корпоративном рынке, нужно время. Что же тогда покупает финансовая компания Fairfax Financial? Или вновь создаваемый корпоративный актив выводится из этой сделки, а продается преимущественно потребительский бизнес BlackBerry? Насколько он ценен в нынешнем положении компании?
В предварительном отчете по итогам последнего отчетного квартала, окончившегося 31 августа, канадский производитель сообщил, что уволит порядка 4,5 тыс. сотрудников, т. е. около 40% штата, а также ожидает убыток в размере около 1 млрд долл. Выручка по итогам этого периода составит примерно 1,6 млрд долл., тогда как операционный убыток – от 950 млн до 995 млн долл. Основная часть операционного убытка обусловлена списанием в размере 930-960 млн долл. в связи с нереализованными запасами смартфонов, главным образом BlackBerry Z10. В результате ожидаемая выручка BlackBerry почти вдвое ниже по сравнению с прогнозом независимых экспертов, рассчитывающих на 3 млрд долл. Правда в том же отчете компания отмечает, что не имеет долгов, а общий объем наличности, ее эквивалента и инвестиций составляет внушительную сумму в 2,6 млрд долл.
Снижение доходов вызвано не только большим количеством непроданных телефонов, но и необходимостью оплачивать остановку сборки некоторых моделей. Компания надеялась поправить свое финансовое положение с помощью новых моделей Q10 и Z10, поступивших в продажу в январе, однако этого не произошло.
Напомним, что всего четыре года назад BlackBerry занимала более половины американского рынка смартфонов, а теперь – только 3%. Сейчас компанию вытесняют с рынка два главных гиганта индустрии – Apple и Samsung, по результатам второго квартала канадская компания уже даже не в первой пятерке вендоров .
По мнению аналитиков рынка, BlackBerry упустила самый главный момент – изменение вектора популярности, смещение акцента на потребителя среднего достатка. Ее аппараты по-прежнему немного элитарны, а средний покупатель хочет недорогой аппарат с приложениями, с играми, с различными сервисами. BlackBerry не смогла все это предложить.
Словом пока вопросов больше чем ответов.
Андрей Березин, «Бестселлеры IT-рынка»