В условиях резкого падения курса рубля некоторые производители еще в октябре объявили о временном замораживании рублевых цен на отдельные категории своих продуктов . Такой шаг вызван стремлением вендоров не потерять свою долю на рынке (а, по возможности, даже ее увеличить за счет конкурентов), хотя это неизбежно связано с некоторыми финансовыми потерями.
На рынке печатающих устройств никто из ведущих производителей таких заявлений официально не делал, однако их ценовая политика в период нестабильного валютного курса отличалась большим разнообразием и у некоторых вендоров она оказалась весьма похожей на «замораживание» рублевых цен. Это показывает анализ изменение розничных цен принтеров и настольных МФУ ведущих вендоров в ноябре по сравнению с октябрем.
Наиболее близка к замораживанию рублевых цен политика компаний Lexmark и Kyocera, причем у последней средневзвешенная рублевая цена принтеров и настольных МФУ даже немного снизилась, и, соответственно, снижение цены в долларах оказалось максимальным (почти -10%). По всей видимости, японский производитель тем самым стимулирует дальнейший рост продаж своего оборудования в России и увеличения рыночной доли в сегменте печатающих устройств.
Другие производители, компании Brother, Canon, Hewlett-Packard, Panasonic и Samsung, похоже, проводят политику сдерживания роста рублевых цен на уровне 1-3%, несмотря на потери (6-8%) в долларах. Это, по-видимому, должно сохранить для них существующее статус-кво.
Меньше всего привержены политике сдерживания роста рублевых цен компании Ricoh, Epson и Xerox.
Мотивы Ricoh ( рост цен 6% в рублях) понятны. Здесь свою роль играет тот факт, что изначально установленные вендором цены на свои low-end принтеры и МФУ были и так на пределе рентабельности (и одни из самых низких среди конкурирующих продуктов на российском рынке). А эти продукты являются доминирующими в структуре продаж вендора.
Что касается ценовой политике Epson ( рост рублевых цен составил около 8,5%), то этот вендор, занимая доминирующие рыночные позиции в нескольких продуктовых категориях струйного сегмента, может себе позволить не снижать прибыльность этого направления бизнеса, хотя его рыночная доля может и пострадать.
А вот в отношении ценовой политики компании Xerox однозначный вывод сделать затруднительно. У этой компании зафиксирован практически 16% рост цен в рублях. Кроме того, это единственный вендор, допустивший рост цен и в валюте. Такое впечатление, что компанию не очень заботит маржа партнеров, занимающихся продажей офисного «железа», и вендор намерен склонить их к другим схемам продвижения продуктов – через лизинг, сервисные контракты, MPS, MDS и другие варианты аутсорсинга. Несмотря на очевидный подъем интереса организаций к аутсорсингу печати, такое резкое изменение условий может привести к снижению лояльности канальных партнеров, и дальнейшему падению рыночной доли Xerox на рынке офисных печатающих устройств.
Источник: Российский рынок лазерных принтеров и МФУ, ITResearch Newsletter, декабрь 2014 (выпуск № 112)