По данным аналитической компании ITResearch, в октябре 2021 г. российский рынок ноутбуков оказался ниже показателей предыдущих двух месяцев — на уровне 410 тыс. устройств. В принципе это нормально и вполне согласуется с традиционным сезонным фактором.
По годовой же динамике рынок выглядит на удивление неплохо — в сравнении с прошлым октябрем он вырос на 19%. на фоне глобального дефицита электроники, логистического кризиса и прочих негативных факторов это можно считать позитивным результатом.
Ценовой уровень рынка повысился — средневзвешенная по продажам стоимость ноутбука в дистрибьюторском канале выросла до 67 тыс. руб. Данный сдвиг можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, ощутимо возросла доля более дорогих бизнес-моделей, особенно в форм-факторе 14 дюймов. C другой стороны, отгрузки также не дешевых игровых моделей в этот раз несколько сократились. Возможно, не столько из-за снижения спроса на них, сколько из-за того, что партии новых моделей не смогли доехать вовремя — а этот сегмент чувствителен к новизне номенклатуры. В какой-то степени эти два момента могли в определенной степени уравновесить друг друга. Тем не менее средний ценник все равно возрос. Дело в том, что увеличивается спрос на средние конфигурации в рамках одних и тех же базовых шасси. Сегодня, даже по бюджетным консьюмерским моделям, при наличии конфигурации, допустим, на базе Core i5/Ryzen 5 — возьмут скорее ее, чем более дешевый вариант на Pentium/Athlon, несмотря на ощутимую разницу в цене. Все это в итоге приподнимает средний размер чека в сегменте.
На лидирующую позицию в октябре снова уверенно вышла компания HP. На второй позиции — Acer; бренд Lenovo сместился на третью строчку. В сумме в октябре лидеры продали 57% ноутбуков в натуральном выражении.
Дмитрий Шульгин, аналитическая компания ITResearch