В конце 2008 г. по рынку ЖК-ТВ на 2009-й давались довольно мрачные прогнозы — ожидавшееся снижение потребительской активности делало прошедший год проигрышным для этого рынка. Однако поставки этой продукции существенно превзошли первоначальные прогнозы — потребители охотно покупали дисконтные ТВ. Согласно данным, полученным компанией DisplaySearch, объем мировых поставок телевизоров в 2009 г. вырос на 2%, до уровня 211 млн шт., а поставки плосопанельных телевизоров, типа ЖК-ТВ, в натуральном выражении в прошлом году росли лучше, чем в 2008 г. (рост соответственно на 37% относительно 34%). Последний квартал 2009 г. продемонстрировал еще лучший годовой (Y/Y) рост в штуках: весь телевизионный рынок увеличился на 17%, а ЖК-ТВ — на целых 50%! (Конечно, надо учитывать, что в Q4’08 поставки были очень малы).

Благодаря сильному росту поставок плоскопанельных моделей в таких быстро развивающихся странах, как Китай, их доля в общем объеме глобальных поставок телевизоров в натуральном выражении впервые превысила 75%, а в денежном — 90%. Одним из основных драйверов развития рынка стала ускоренная эрозия средней цены, которая, в свою очередь, была обусловлена снижением стоимости компонентов, а также сокращением маржи вендорами и ритейлерами. В сочетании с выбором потребителями в основном моделей с небольшим размером экрана и урезанным функционалом средняя цена (ASP) на глобальном телевизионном рынке снизилась более чем на 8%, а в сегменте ЖК-ТВ за год упала на 24%, — наибольшее снижение за все время исследования данного рынка компанией DisplaySearch. В результате в денежном выражении мировой рынок ТВ в 2009 г. году сократился на 7%.

Таким образом, на насыщенных рынках (например, в Северной Америке) рост продаж ЖК-ТВ с диагоналями экрана менее 40 дюймов в 2009 г. был выше, чем телевизоров с большим экраном, покупку которых потребители явно откладывали на лучшее будущее.

Всего в 4-м квартале 2009 г. на долю ЖК-ТВ в штучном выражении пришлось почти 75%, на плазменные ТВ — 7%, доля телевизоров на базе ЭЛТ еще составляла более 18%.

Среди вендоров на телевизионном рынке с явным преимуществом лидировала компания Samsung, которая в Q4’09 достигла рекордной доли продаж в 23.6%. Брендом № 2 на мировом рынке ТВ осталась компания LGE, а № 3 — Sony, при этом доли всех трех брендов в 4-м квартале увеличились по сравнению с 3-м (см. таблицу). Однако в годовом исчислении продажи Sony существенно сократились.

Структура мирового рынка ТВ по вендорам в Q4‘09 (в денежном выражении)

Бренд Q3'09
Доля рынка, %
Q4'09
Доля рынка, %
Q/Q
Рост, %
Y/Y
Рост, %
1 Samsung 21.9 23.6 33 13
2 LGE 12.9 13.0 24 20
3 Sony 9.9 11.5 43 -18
4 Panasonic 9.2 8.0 8 -3
5 Sharp 5.% 5.4 15 -23
Прочие 40.4 38.6 18 13
Всего 100.0% 100.0% 23% 5%

Источник: DisplaySearch