Компания IDC привела данные продаж за 3-й квартал 2010 г. по мировому рынку медиа-планшетов (media tablets) и устройств чтения электронных книг (e-Readers) –это первое, проведенное компанией, отдельное исследование данных рынков. Согласно определению IDC, медиа-планшеты – это устройства с форм-фактором планшета, с цветным дисплеем диагональю в диапазоне 5-14 дюймов, работающие под управлением облегченной ОС (как например Apple iOS и Google Android OS) и базирующиеся либо на x86-, либо на ARM-процессоре. В противовес этому планшетные ПК (tablet PCs) работают под полновесной ОС для ПК и строятся на базе x86-процессоров. Медиа-планшеты поддерживают множество коммуникационных технологий и широкий набор приложений, это в основном и отличает их от гаджетов, сфокусированных на выполнение одной основной функции, таких как e-Readers.

Рынок медиа-планшетов в 3-м квартале (3Q10) вырос относительно предыдущего на 45.1%, отгрузки вендоров за этот период составили 4.8 млн шт., тогда как во 2-м квартале – 3.3 млн шт. На продажи Apple iPad пришлось примерно 90% всех поставленных в мире в 3Q10медиа-планшетов.

Рост популярности планшетных устройств среди потребителей проявился в повышенном интересе не только к медиа-планшетам, но и к e-Reader’ам, которых в 3Q10 их было продано 2.7 млн шт., что на 40% больше, чем в 2Q10. При этом почти 3/4 мировых продаж пришлось на США.

В 4Q10 и далее эксперты IDC ожидают рост сегмента медиа-планшетов еще более ускоренными темпами, на рынок выйдут новые модели, будут расширяться каналы продаж, будет острая ценовая конкуренция и как индивидуальные потребители, так и предприятия будут пробовать различные сферы их использования.

Рынок медиа-планшетов будет развиваться не только благодаря выпуску новых продуктов вендорами, работающими на рынках ПК, бытовой электроники и мобильных телефонов, но и за счет расширения каналов дистрибуции, где основную роль будут играть операторы мобильной связи, а также благодаря закупкам в сферу бизнеса. По прогнозу IDC, всего в 2010 г. на мировой рынок будет поставлено около 17 млн медиа-планшетов, а в 2011 г. – 44.6 млн шт., и на США тогда придется около 40% этого объема. На 2012 г. прогнозируются поставки 70.8 млн медиа-планшетов.

Что касается рынка e-Reader, то оценка IDC на 2010 г. – 10.8 млн шт. (из которых на США придется 72.4% поставок), на 2011 г. компания прогнозирует глобальные поставки в количестве 14.7 млн шт., а на 2012 г. – 16.6млн шт. В этом сегменте спрос будет расти по мере снижения цен (благодаря конкуренции), расширения ассортимента цифровых книг различных жанров и периодических изданий на разных языках, а также с появлением на рынке моделей с цветным дисплеем.

Рынок медиа-планшетов по вендорам

Естественно, в 3-м квартале лидером рынка медиа-планшетов была компания Apple, которая в 3Q10 поставила около 4.2 млн шт., т. е. 87.4% мирового рынка. (Заметим, что за свой квартал, закончившийся 25 декабря, Aplle продала еще значительно больше iPAD’ов.) Однако в течение этого периода еще ряд компаний 2-го и 3-го эшелонов также выпустили на рынок свои модели медиа-планшетов, в основном на базе Android 2.1 и 2.2. А в 4Q10 к ним добавился игрок первого уровня – Samsung – с моделью Galaxy Tab также на Android. Ожидается, что рынок медиа-планшетов существенно расширится в 1Q11, когда на него выйдут такие тяжеловесы, как  Motorola с планшетом Xoom на основе Android 3.0 (Honeycomb) и RIM с моделью BlackBerry PlayBook на ОС BlackBerry Tablet OS.  

Рынок e-Readers по вендорам

Лидером этого сегмента является компания Amazon, которая в 3Q10 поставила 1.1 млн «читалок», заняв 41.5% мирового рынка (см. таблицу). Второй стала компания Pandigital, фокусирующаяся на рынке США. Ее модели Novel построены не только на базе электронной бумаги, но и на технологии цветных ЖК-дисплев. Barnes and Noble, работающая пока только на американском рынке, в 3Q10 лишь немного отстала от Pandigital. Ожидается, что в 4Q10 она улучшит результат благодаря хорошему бренд-имиджу, конкурентоспособным ценам на устройства с электронными чернилами и выпуску новой цветной модели NOOKcolor. Компания Sony, которая когда-то лидировала на американском рынке, теперь уступила позиции продукции от Amazon и Barnes and Noble. Продажи китайского вендора Hanvon, 5-го в числе топ-5, лишь немного уступили Sony.

 

Структура мирового рынка устройств e-Reader по вендорам в 3Q10 (в млн шт.)

Вендор 3Q10 Доля рынка(%)
1 Amazon 1.14 41.5
2 Pandigital 0.44 16.1
3 Barnes and Noble 0.42 15.4
4 Sony 0.23 8.4
4 Hanvon 0.23 8.2
6 Прочие 0.29 10.4

Источник: IDC, январь 2011.