29-30 марта в Москве состоялась 2-я национальная конференция по облачным вычислениям CloudConf 2011, организованная компанией Softline (Cloud — стратегическое направление развития компании). Конференцию в этом году посетили свыше 400 человек из более чем 300 компаний. То есть интерес к теме большой.

В 2009 г., по данным IDC, объем рынка облачных сервисов составил 4,8 млн долл. По оценке Игоря Боровикова, председателя совета директоров Softline, в 2010 г. отмечен значительный рост облачного рынка и рост интереса к подобным сервисам со стороны клиентов. Причем основной интерес был проявлен к простым, понятным и привычным для потребителя сервисам — электронной почте, хостингу, CRM-системам. Так, на облачный сервис электронной почты в 2010 г. пришлось 78% всего спроса, на хостинг — 12%.

Согласно результатам опроса, проведенного Softline, главной мотивацией перехода на облачные SaaS-сервисы является простота использования такой модели, — так ответили около четверти всех респондентов (см. диаграмму).

Мотивация на использование SaaS в компаниях


Источник: Softline

В 2011 г. в Softline ожидают роста спроса на более сложные сервисы, а также на пакеты сервисов, интегрированных друг с другом.

Конечно, за два дня конференции было высказано много различных мнений и прогнозов об облачных сервисах, мы приводим лишь самую малую их часть. Так, по словам И. Боровикова, за прошедший год облака, стали превращаться из start-up’а в реальную технологию. О том, что начались реальные внедрения, сообщил и Павел Ершов, вице-президент по развитию бизнеса компании Parallels в регионе ЕМЕА. (К сожалению, ни в Softline, ни в Parallels пока не могут назвать этих «реальных заказчиков».)

А Михаил Смолянов, директор молодой компании «Мегаплан», специализирующейся на SaaS-сервисах и предлагающей одноименное SaaS-приложение, считает, что слабое развитие рынка — это проблема не ИТ-компаний, готовых предоставить подобные сервисы, а «неграмотность бизнеса» по возможностям данной технологии.

В 2011 г. в Softline ожидают роста своего облачного бизнеса примерно в три раза (в разных сегментах — по-разному), а к 2013 г. намерены довести долю cloud в своем бизнесе до 10%. На сегодняшний день общие инвестиции Softline в облачные проекты и решения превысили 4 млн долл.

Такого же уровня роста выручки от «облаков» в 2011 г. (примерно в 3 раза) ожидают и в Parallels, а руководитель «Мегаплана» более оптимистичен и рассчитывает на рост выручки от облачных проектов в текущем году в 5-6 раз.

При этом, как и год назад, руководители компаний — игроков рынка отмечали, что законодательство в этой сфере еще отстает и нуждается в доработке. Да и вопросы безопасности остаются, недаром же безопасность как мотивация перехода на SaaS-сервисы привлекла лишь менее 10% опрошенных компаний (см. еще раз диаграмму).