На прошедшей в последних числах марта конференции CloudConf 2011 компания J’son & Partners представила свои оценки и прогнозы российского рынка XaaS (услуг, предоставляемых по модели аренды, и включающих варианты Saas, PaaS и IaaS). Причем в основном экспертов интересовал сегмент IaaS — инфраструктура как услуга, как наиболее полный вариант новой облачной вычислительной парадигмы. В J’son & Partners его трактуют как «предоставление (автоматическое или по запросу) инфраструктурных элементов дата-центра (вычислительных мощностей, хранилища, сетевых параметров) и сетевых ресурсов (резервирование пропускной способности, VPN и т. д.), с уровнем обслуживания (service level agreement, SLA) корпоративного класса по параметрам доступности, производительности и безопасности».

Как сообщил Владимир Карпенко, старший консультант J’son & Partners, объем всего отечественного рынка XaaS в 2010 г. оценивается в 133 млн долл., из которых львиная доля — 100 млн долл. — затрачено на коммуникационные сервисы. А вот на сегмент IaaS в прошедшем году пришлось лишь 0.7 млн долл., что соответствует 1% рынка. Однако в ближайшие 2-3 года эксперты ожидают сверхбыстрый рост данного сегмента, в результате которого уже в 2013 г. объем рынка IaaS достигнет 56 млн долл.

Для сравнения: по свежему прогнозу компании Gartner, в 2011 г. мировой рынок IaaS составит 3.7 млрд долл., а в 2014 г. вырастет до 10.5 млрд долл.

Услугами XaaS в том или ином виде в прошедшем году пользовались 14% всех опрошенных J’son & Partners компаний. Причем мотивы использования примерно ровно разделились на 4 группы: возможность оперативно производить настройки посредством web-интерфейса — 30% респондентов, отказ от капитальных затрат — 29%, отказ от операционных затрат — 21%, расширение функционала — 20%. Но все-таки первенство — за возможностью гибкой перенастройки с помощью web-интерфейса.

В числе факторов, препятствующих росту рынка IaaS, респонденты назвали непонятность биллинговых расчетов, отсутствие гарантии выделенных ресурсов, да и вообще незрелость данной технологии. 19% опрошенных считают, что в итоге (после перехода на IaaS) расходы будут выше, чем при традиционной модели.

Среди типов проектов, использующих модель IaaS, наибольшая доля — 38% — это web-проекты, далее с долей 18% следуют проекты по предоставлению услуг почтового сервера, с долей 17% — серверы для тестирования и разработки, с долей 15% — backup данных

Основные потребители IaaS-сервисов, согласно исследованию J’son & Partners, — Web ресурсы с четкой целевой аудиторией. Так, на создание тематического информационного ресурса пришлась практически четверть web-проектов, использующих IaaS.

Типы web-проектов, использующих IaaS

А что касается размеров компаний, использующих ИТ по модели IaaS, то пока они наиболее востребованы компаниями малого и среднего бизнеса (т. е. со штатом от 2 до 19 человек) — на них пришлась почти половина (47%) всех компаний-респондентов, являющихся заказчиками IaaS-проектов.