Только что опубликованное исследование международной ассоциации CompTIA, посвященное рынку унифицированных коммуникаций (UC) и организации совместной работы пользователей (Unified Communications and Collaboration Market Trends), показывает, что рост затрат на внедрение UC-решений опережают темпы роста общего бюджета на ИТ-системы предприятия. По крайней мере так обстоят дела почти у половины из 900 фирм-респондентов из сферы бизнеса и ИТ-компаний. Предприятия стремятся использовать в своих ИТ-системах различные сервисы, дополняя голосовые решения и бизнес-приложения видео и средствами организации совместной работы в социальных сетях в рамках предприятия. При этом крупные компании (с числом служащих более 500) в большей степени намерены наращивать инвестиции в UC, чем мелкие, для которых вероятность этого, по оценкам CompTIA, составляет 35%. Это говорит о большей сложности коммуникационной инфраструктуры в крупных организациях, и и в связи с этим — о желании руководства компаний упростить ее за счет UC. По мнению аналитиков, затраты на UC будут расти и в 2011 г. (и даже еще быстрее, чем ранее). (Стоит напомнить, что в России рынок UC еще находится в зачаточном состоянии.)

Большинство компаний использует UC для организации электронной почты, Web-, видео- и аудиоконференций, унифицированных сообщений, а также для IP-коммуникаций. А такие сервисы, как социальные сети или определение местоположения пользователя пока еще используются бизнесом достаточно редко.

Среди респондентов, занимающихся внедрением UC, 31% ожидают значительного роста затрат эту технологию в течение следующего года, а 59% оценивают рост своих доходов в этой области более скромно. И лишь незначительное число респондентов считают возможным в ближайший год снижения их UC-бизнеса.

Основными факторами, сдерживающими развитие UC, респонденты CompTIA считают следующие: высокая стоимость (это отмечали 39% опрошенных), проблемы надежности (36%) и безопасности (34%), сложности оценки возврата инвестиций (33%) и общее непонимание концепции и сервисов UC (32%). По данным исследования, 40% ИТ- или бизнес руководителей рассматривают эту технологию, как сервис «связь как услуга» (communications as a service,CaaS).

Рынок UC — высококонкурентный, и напряжение на нем растет. По данным CompTIA 6 из 10 поставщиков UC-решений планируют в 2011 г. представить на рынке новые решения. Рынок в значительной мере готов внедрять полные UC-решения: только 1 из 4 компаний-респондентов сообщила о нежелании ИТ-департамента внедрить UC (однако эта часть исследования не включала бизнес-пользователей). В необходимости затрат на UC среди служб поддержки клиента убеждены 35%, еще меньше таковых среди персонала отделов продаж — 32%, и побольше среди сотрудников, работающих удаленно — 38%. Очевидно, что при отсутствии интереса со стороны столь важного для организации бизнес-процесса персонала компании полные решения UC будут реализованы не часто.

Вместе с тем 51% поставщиков UC-решений считают, что развитию рынка существенно поможет техническое обучение, причем, гораздо меньше таких респондентов полагают, что на рынок может повлиять повышение квалификации продавцов. Среди конечных пользователей 63% ИТ-персонала и 75% основных служащих отметили, что нуждаются в обучении в части UC-технологий.

Наряду с этим, больше половины (59%) поставщиков UC-решений считают, что главный стимул для развития данного рынка — это увеличение производительности и эффективности работы служащих в бизнес-подразделениях. 51% респондентов из числа конечных пользователей ассоциируют совместную работу только с UC. Они планируют в ближайшие два года перераспределить ресурсы, снизив затраты на аудио-коммуникации и передачу данных и отдав эти средства на организацию совместной работы.

Важную роль на рынке UC начинают играть устройства мобильной связи. Смартфоны считают ключевыми средствами для UC-коммуникаций 64% респондентов, а 44% отдали главную роль планшетным ПК. И хотя для поставшиков UC-решений мобильная связь сулит богатейшие возможности, аналитики отмечают наличие серьезных проблем с бесшовной интеграцией, обеспечением защиты информации, настройкой на задачи бизнес-клиента, резервным хранением данных и ряд других.