Мировой рынок ПК во 2-м квартале 2011 г. (2Q11), согласно данным исследования IDC, в натуральном выражении вырос всего на 2.6%. При этом в мае компания прогнозировала рост на 2.9%. Этот скромный показатель является следствием очень высокого (более чем на 20%) роста в первом полугодии 2010 г. и очевидной конкуренции со стороны смартфонов, планшетов и других потребительских устройств, а также неблестящей экономической ситуации. Как и в 1-м квартале, по росту самыми слабыми регионами оказались США и Западная Европа, где рынки наиболее насыщены, а в развивающихся регионах, особенно в Латинской Америке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (исключая Японию), положение на рынках ПК было лучше.

Тем не менее на вторую половину года IDC прогнозирует более высокие темпы роста благодаря активному продуктовому обновлению и меньшим показателям второго полугодия 2010 г.

В США рынок в годовом исчислении сократился на 4.2%, одна из причин — выделение предприятиями большей доли бюджета на виртуализацию и облачные модели вычисления при одновременном смещении потребительского спроса с ПК на планшеты. Но, поскольку в 2H10 рост в США был меньше, а также в связи с высоким сезоном эксперты все же предполагают в 2H11 небольшой рост в этом регионе.

Результаты по Японии оказались лучше ожиданий — землетрясение не оказало сильного влияния на покупки ПК, и рынок в этой стране вырос на 3%. Продажи в потребительский сектор в натуральном выражении также оказались лучше ожиданий, что связано с постоянным снижением цен на ПК с начала 2011 г.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе (исключая Японию) рост вернулся к двузначному показателю — более 12%, что даже несколько выше прогноза.

Вендоры

  • Компания HP сохранила первое место с большим отрывом, за год она увеличила поставки ПК на 3% (см. таблицу 1). Компания успешно работала в основных развивающихся регионах и в EMEA, хотя в денежном выражении продажи несколько снизились относительно предыдущего квартала.
  • Компания Dell за год увеличила объем мировых поставок на 2.8% и сохранила за собой второе место. Компании удалось по сравнению с 1-м кварталом притормозить сокращение поставок своих ПК на основных развитых рынках и при этом существенно усилиться на основных развивающихся рынках
  • Компания Lenovo обошла Acer Group и заняла третью позицию на мировом рынке ПК. Компания все активнее расширяет свое присутствие за пределами Азиатско-Тихоокеанском региона. Положительный показатель роста у Lenovo отмечен во всех регионах, за год поставки ПК выросли почти на 23%.
  • У компании Acer продолжилось снижение отгрузок ПК в годовом исчислении, она переместилась на четвертую позицию, однако темпы снижения замедлились по сравнению с 1-м кварталом, когда у компании отмечалось серьезное затоваривание складов и происходили изменения в структуре руководства.
  • Компания ASUS увеличила за год поставки ПК на 6% и заняла пятую строчку рейтинга, обойдя Toshiba. Хотя у вендора были определенные сложности в связи с сокращением поставок нетбуков, продажи мейнстрим-ноутбуков шли успешно, особенно на развивающихся рынках.

Таблица 1. Структура мирового рынка ПК по вендорам в 2Q 2011 (поставки в тыс. шт).

Вендор 2Q11 поставки Доля рынка 2Q10 поставки Доля рынка Изменение за период 2Q11/2Q10
1 HP 15,263 18.1% 14,823 18.0% 3.0%
2 Dell 10,927 12.9% 10,626 12.9% 2.8%
3 Lenovo 10,276 12.2% 8,363 10.2% 22.9%
4 Acer Group 9,160 10.9% 10,190 12.4% -10.1%
5 ASUS 4,468 5.3% 4,216 5.1% 6.0%
Прочие 34,320 40.7% 34,070 41.4% 0.7%
Все вендоры 84,413 100.0% 82,289 100.0% 2.6%

Источник: IDC, 13 июля 2011 г.

На рынке США распределение вендоров на рынке ПК отличается от мирового, там на третьей позиции Apple, далее следуют Toshiba и Acer Group (см. таблицу 2). Lenovo здесь вообще не попала в число топ-5 вендоров.

Таблица 2. Структура американского рынка ПК по вендорам в 2Q 2011 (поставки в тыс. шт).

Вендор 2Q11 поставки Доля рынка 2Q10 поставки Доля рынка Изменение за период 2Q11/2Q10
1 HP 4,692 26.3% 4,721 25.3% -0.6%
2 Dell 3,959 22.2% 4,408 23.7% -10.2%
3 Apple 1,917 10.7% 1,671 9.0% 14.7%
4 Toshiba 1,617 9.1% 1,560 8.4% 3.7%
5 Acer Group 1,513 8.5% 2,028 10.9% -25.4%
Прочие 4,159 23.3% 4,243 22.8% -2.0%
Все вендоры 17,857 100.0% 18,632 100.0% -4.2%

Источник: IDC, 13 июля 2011 г.

Примечание: к ПК в данном исследовании относятся десктопы, ноутбуки, нетбуки. Не включены мобильные телефоны, x86-серверы и планшеты (такие как iPad и планшеты на базе Android).