В 3-м квартале 2011 г. (3Q11) мировой рынок ПК, по данным IDC, вырос на 3.6% относительно того же периода 2010 г. Рост оказался немногим выше, чем во 2-м квартале, но ниже, чем 4.5%, которые аналитики компании прогнозировали в августе. В 3-м квартале рынки регионов двух Америк и EMEA оказались несколько ниже ожиданий, а Азиатско-Тихоокеанского региона — слегка выше. Рынок ПК продолжает страдать и от того, что интересы потребителей повернулись в другую сторону, и от того, что корпоративный сегмент снова оказался под давлением, вызванным угрозой второй волны рецессии.
В связи с этим и в 4-м квартале эксперты IDC не ожидают особого рывка роста, а более высокие темпы роста теперь переносятся на 2012 г. и последующие годы, и вызван он будет массовым выходом на рынок новых ультрамобильных устройств с более интересным набором интегрированных функций.
Хотя пока не наблюдается замены ПК планшетами, но они оказывают отвлекающее действие, и все хотят понять, как эти категории будут взаимодействовать. Но поскольку ценовой фактор важен, а планшеты пока дороговаты, то потребители просто выжидают и откладывают покупку ПК. Однако результаты компании Lenovo демонстрируют потенциал рынка ПК, и в IDC рассчитывают, что спрос на ПК в ближайшие годы еще будет расти.
По регионам наилучший рост был в Азии, в США рынок практически остался на месте, в регионе EMEA наблюдалось снижение в пределах прогноза компании.

Позиции вендоров

  • Компания HP показала рост в годовом исчислении на 5.3%, в основном — благодаря двузначным числам роста в США. Хотя в последние несколько месяцев компания подвергалась критике за не слишком удачные управленческие решения, и во многих регионах спрос на ее потребительские ПК снизился, компании все равно удалось расти быстрее рынка в целом и контролировать почти пятую его часть (см. таблицу).
  • Продажи Lenovo увеличились во всех регионах, этому способствовало как расширения канала, так и управленческие неурядицы у некоторых из топ-игроков. В результате Lenovo показала годовой прирост более 36%, что позволило ей в 3Q11 обойти компанию Dell и занять 2-е место в топ-5. Партнерство Lenovo с компанией NEC и покупка немецкой компании Medion добавили успеха и расширили доступ компании к рынкам Японии и Западной Европы.
  • Компания Dell продолжила усиление позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в Центральной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (регион CEMA), но в более развитых регионах ее позиции ухудшились, и в результате годовой показатель динамики оказался со знаком минус, хотя и небольшим. Однако усиление на рынке Китая продолжило приносить свои дивиденды.
  • В Acer продолжается работа по расчистке складов и перестановки в команде менеджмента. В целом отгрузки по сравнению с 3Q10 снизились на целых 20.6%, причем снижение отмечается уже четвертый квартал подряд. Ожидается, что в ближайшие кварталы это тенденция развернется на положительную.
  • У ASUS 3Q11 был удачным, рост превысил 30%. Увеличение поставок в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в EMEA помогли ASUS обойти Toshiba и занять позицию № 5 на мировом рынке ПК. И если с мини-ноутбуками (нетбуками) у вендора были некоторые проблемы, то с поставками мейнстрим-ноутбуков все было в полном порядке, особенно на развивающихся рынках.
  • Поставки Apple в 3Q11 выросли более чем на 20%, и хотя во 2-м квартале успехи компании были хуже, в двухлетней ретроспективе компания держит средний уровень роста свыше 20%. Продолжается увеличение объемов поставок MacBook Air, не говоря уж о ведущих позициях компании по инновациям в потребительской сфере, что также выгодно отличает Apple в сравнении с другими игроками рынка.
Топ-5 вендоров мирового рынка ПК в 3Q11 (отгрузки в тыс. шт.)

Позиция

Вендор

3Q11

Доля рынка

3Q10

Доля рынка

Динамика

3Q11/3Q10

1

HP

16,652

18.1%

15,811

17.8%

5.3%

2

Lenovo

12,579

13.7%

9,242

10.4%

36.1%

3

Dell

11,007

12.0%

11,183

12.6%

-1.6%

4

Acer Group

9,207

10.0%

11,592

13.1%

-20.6%

5

ASUS

6,002

6.5%

4,610

5.2%

30.2%

Другие

36,432

39.7%

36,241

40.9%

0.5%

Все вендоры

91,879

100.0%

88,679

100.0%

3.6%

Источник: IDC, октябрь 2011
Примечания: IDC пока приводит предварительные данные; учитываются отгрузки в канал дистрибуции или конечным пользователям; к ПК относятся десктопы, мобильные ПК, мини-ноутбуки (нетбуки) и не включаются мобильные телефоны, x86-серверы и планшеты (iPad и планшеты на базе Android).