По предварительным оценкам аналитической компании ITResearch, российский рынок ноутбуков в 2011 г. составил более 7,5 млн устройств. Годовые темпы прироста оказались в пределах прогнозируемых — 29%.

По мнению аналитиков ITResearch дальнейшие сверхвысокие темпы роста рынку ноутбуков более недоступны, он окончательно достиг зрелой фазы. Причина в том, что этот сегмент, в былые годы в значительной мере являвшийся замещающим по отношению к десктопам, что давало ему дополнительную подпитку, в настоящее время сам начинает испытывать прессинг со стороны нового товарного кластера — планшетов. В то же время потенциал замещения парка настольных домашних ПК мобильными системами постепенно уменьшается, поскольку здесь уже начинает работать эффект базы. В результате основной сегмент мобильных ПК — полноразмерные ноутбуки — плавно снижают темпы прироста.

Планшеты на продажи блокнотных ПК напрямую влияют разве что в сверхкомпактном сегменте и в стане нетбуков. Однако не следует забывать и о косвенном влиянии планештов как особо желанном, модном товаре именно в текущий момент на все категории мобильных ПК. С другой стороны, планируется реинкарнация сверхмобильного сегмента ноутбуков в связи с развитием направления Ultrabook, которому мировые аналитики прочат сверхбыстрый рост.

Сопоставляя все эти разнонаправленные процессы, ITResearch полагает, что при нормальной экономико-политической ситуации в 2012 г. уровень роста рынка ноутбуков в целом можно было бы ожидать на уровне 22-25%. Однако, закладываясь на возможный вялотекущий кризис, этот показатель следовало бы снизить где-то до 17%.