Данный вывод следует из результатов очередного опроса*, проведенного проектом «Рейтинг Рунета» среди заказчиков разработки web-сайтов. В ходе опроса представителям компаний, в течение недавнего времени заказывавшим веб-разработку, было предложено отметить критерии, которыми они руководствовались при выборе подрядчика. Наибольшее значение в общем результате получил параметр «Стоимость услуг»: как существенный его отметили 64,6% опрошенных (рис. 1).

Рис. 1. Какими критериями вы руководствовались при выборе подрядчика на разработку веб-сайта?

Хотя такой «вес» ценового критерия не означает, что заказчик обязательно будет склоняться в пользу самых дешевых предложений. Очевидно, что столь большое внимание к стоимости отражает, в первую очередь, желание заказчика уложиться в определенный бюджет. Таким образом, стоимость услуг становится лишь первым фильтром, отвечающим на принципиальный вопрос — соответствует ли предложение студии имеющемуся бюджету? Более того, внимательность к цене не означает автоматически предпочтения более дешевых предложений. Предложения ниже определенного уровня точно так же могут быть отфильтрованы заказчиком, как не соответствующие его представлениям о достойном уровне.

Вторым по значимости критерием стало наличие в портфолио проектов, аналогичных тому, который предполагается заказать. Так 58,3% опрошенных считают важным размещать заказ в той студии, которая уже делала подобные проекты. Можно предположить, что именно этот критерий является определяющим, в отличие от «пристрелочной» оценки по стоимости услуг.

Интересным оказался результат по критерию «Наличие крупных и именитых заказчиков». Традиционно предполагается, что наличие подобных компаний в портфолио студии очень помогает ей в продвижении. Однако общие результаты опроса свидетельствуют об обратном: всего 16,7% опрошенных обращают внимание на «громкие имена» в портфолио (рис. 2).

Очень сильно распределение ответов зависит и от того, к какому ценовому сегменту принадлежали опрашиваемые.

В ходе опроса было выделено три основных сегмента заказчиков: с бюджетами на разработку до 100 тыс. руб., с бюджетами от 100 до 300 тыс. руб. и с бюджетами свыше 300 тыс. руб.

Рис. 2. Важность критерия «Наличие крупных и именитых заказчиков».

Как можем видеть на гистограмме, заказчики проектов в диапазоне до 100 тыс. руб. имеют существенный плюрализм в вопросе оценки подрядчика: все пункты оказываются менее важными, нежели цена, но и ценовой параметр отмечает лишь чуть более половины опрошенных. Это означает, что у представителей этого сегмента нет единого мнения об абсолютной важности какого-либо конкретного критерия. Такое положение существенно демократизирует рынок «недорогих» проектов: подрядчик с любым набором достоинств получает шанс найти «своего» клиента.

Если же говорить о проектах в диапазоне от 300 тыс. руб., то приведенная выше гистограмма отлично иллюстрирует требования, которым придется соответствовать веб-разработчику, желающему войти в этот сегмент. Минимальным «входным билетом» для него станет демонстрация опыта выполнения аналогичных по типу проектов, качественное коммерческое предложение, именитые заказчики в портфолио и хорошее знание отрасли, к которой принадлежит потенциальный клиент.

Основные выводы исследования:

  • Наличие в портфолио интернет-проектов, похожих по типу или функционалу на заказываемый сайт, для клиентов важнее «громких» имен заказчиков студии.
  • Большинство заказчиков ориентируются на стоимость услуг для принятия первичного решения о сотрудничестве.
  • В привлечении клиентов из дорогих сегментов преимущество получают компании, имеющие выраженную специализацию — по типу проектов или уровню их сложности, так как это автоматически обеспечивает совпадение опыта студии с текущим запросом клиента.

* Исследование было проведено проектом Рейтинг Рунета, при поддержке компании Proactivity Group.