По данным ежеквартального исследования IDC Russia Quarterly Server Tracker, в 4-м квартале 2011 г. было продано 52 700 серверов стандартной архитектуры. Выручка производителей составила 250 млн долл., что соответствует росту на 26,4% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. По отношению к 3-м кварталу выручка также существенно выросла.

На рынке прочих серверов продолжился рост продаж RISC-систем, в то время как доля архитектуры EPIC снизилась. В целом сегмент «тяжелых» серверов продемонстрировал положительную динамику. Выручка производителей составила 95 млн долл. — на 30% больше, чем годом ранее.

Главным образом за счет поставок в госсектор заметно выросла доля российских поставщиков серверов стандартной архитектуры. Однако говорить о некой новой тенденции не приходится — большая часть проектов в этом сегменте так или иначе была связана с выборами.

Прошедший год в целом оказался весьма успешным для производителей оборудования. В денежном выражении сегмент x86-серверов вырос на 45%; поставки прочих серверных систем увеличились на 20%. Из-за ограничений ИТ-бюджетов и благодаря совершенствованию технологической базы при выполнении ресурсоемких задач вместо «тяжелых» серверов заказчиками все чаще используются серверы стандартной архитектуры.

RISC-системы станут главным катализатором рынка «тяжелых» серверов в 2012 году, однако совокупная доля UNIX-архитектур продолжит сокращаться. Примечательно, что в сегменте HPC все чаще используются решения на графических процессорах.

На российском рынке будет расти спрос на недорогие сервера стандартной архитектуры, что связано не только с популярностью этих решений в сегменте малого и среднего бизнеса, но и со строительством крупных ЦОД (в первую очередь, коммерческих), в которых применяются простые однотипные аппаратные платформы.

Как отметил Александр Загнетко, руководитель программы исследований «Корпоративные системы», «...в 2011 г. восстановился долгосрочный тренд развития российского серверного рынка, последствия кризиса более не оказывают на него влияния, однако и факторов, способствующих дальнейшему быстрому росту продаж — таких, как отложенный спрос — больше нет».