Проект «Рейтинг Рунета» продолжает публикацию итогов исследования* рынка веб-разработки. Очередной опрос касался того, как организуется процедура выбора партера по разработке. Ниже приводятся основные результаты исследования.

В ходе исследования респонденты отвечали на вопрос «Сколько компаний-разработчиков они приглашали для участия в тендере?» Выяснилось, что 29,6% заказчиков вообще не организуют тендер, а сразу начинают работать с конкретным исполнителем, а 37,8% заказчиков устраивают «соревнование» между 2-5 разработчиками (см. рисунок).

Структура рынка веб-разработки по числу компаний в тендере.

Сопоставление со стоимостью проектов существенно уточняет эту картину. Реже всего тендер организуют для проектов стоимостью до 100 тыс. руб. В этом ценовом диапазоне пункт «без тендера» выбрали 41,4% заказчиков. А чем выше стоимость, тем чаще возникает желание сравнить различные предложения. Так, при заказе проектов стоимостью от 100 до 300 тыс. руб. готовы работать без тендера только 18,2% заказчиков, а в ценовом диапазоне «свыше 300 тыс. руб.» этот показатель снижается еще сильнее — до 8,3%.Большинство заказчиков (70,4%) все же предпочитают рассмотреть несколько предложений и выбрать наиболее подходящее. Чаще всего используется тендер на 2-5 участников — в этом случае заказчик самостоятельно проводит предварительный отбор потенциальных исполнителей, после чего оценивает полученные от них предложения. Этот вариант выбирают 43,4% заказчиков при стоимости проекта до 100 тыс. руб., 24,2% заказчиков в диапазоне «100-300 тыс. руб.» и 50% заказчиков в диапазоне «от 300 тыс. руб.». Варианты с еще большим числом участников, скорее всего, относятся к открытым тендерам, организуемым через специализированные тендерные площадки — там для участия в тендере можно пригласить всю имеющуюся у проекта базу исполнителей.

Таким образом, современный веб-разработчик, особенно собирающийся работать в сегменте средних и дорогих проектов, должен быть морально готов к постоянному соревнованию с коллегами и уделять большое внимание качеству самопрезентации и маркетинговым коммуникациям своей компании.

В числе прочего опрашиваемые оценивали такой параметр как размеры выбранного исполнителя. Выяснилось, что большинство проектов выполняется небольшими студиями и фрилансерами (суммарно — 60,2%).

А вот сопоставление со стоимостью проектов добавляет интересный нюанс. Очевидно, что чем дороже проект, тем более серьёзного исполнителя ищет заказчик. Поэтому вполне предсказуемо, что 83,3% заказчиков в диапазоне «свыше 300 тыс. руб.» работают именно со средними и крупными веб-студиями. А вот неожиданностью становится достаточно заметное участие в дорогих проектах разработчиков-фрилансеров: 6% для диапазона «100-300 тыс. руб.» и 8,3% — для диапазона «свыше 300 тыс. руб.». По этим данным можно сделать однозначный вывод о существовании на рынке специалистов-фрилансеров высокого уровня, способных в одиночку реализовать достаточно сложный и масштабный проект. Также эти данные свидетельствуют и о наличии заказчиков, готовых работать с фрилансерами по дорогим проектам.

Ответы на вопрос о местоположении выбранного исполнителя существенно уточняют картину, обозначившуюся в предыдущем пункте. Независимо от типа и размера исполнителя, заказчик предпочитает, чтобы тот всегда находился «под рукой».

В этом вопросе наблюдается редкое единодушие — заказчики всех ценовых диапазонов проголосовали практически идентично — 84,7% отдают предпочтение разработчикам из своего региона.

Такие результаты имеют две очевидных причины. С одной стороны, заказчики явно не готовы терять лишнюю возможность контроля: они надеются, что близость разработчика поможет упростить взаимодействие и избежать проблем в коммуникации. Но, с другой стороны, эти же данные демонстрируют и неспособность удалённых разработчиков качественно продать свою услугу, убедить заказчика в своей надёжности и способности к чёткому удалённому взаимодействию. Это доказывает, что рынок удаленных услуг далеко не столь развит, как может казаться со стороны.

* Исследование проведено проектом «Рейтинг Рунета» при поддержке компании Proactivity Group. Данные для исследования были собраны в рамках серии опросов среди заказчиков сайтов.