Самые популярные виды лицензионных программ, приобретаемых россиянами для своих домашних компьютеров, — антивирусы и игры. Таковы данные опроса*, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru среди 1600 владельцев домашних компьютеров.

За последний год различные антивирусы приобрели 29% россиян. Бороться с вредоносными программами большинству респондентов помогает «Касперский» (58%), заметно реже покупают Nod32 (14%), Dr.Web (10%) и Avast (9%). Менее распространены на российском рынке такие продукты, как Panda, Norton, Comodo (по 2%) и другие программы (3%). Интерес к лицензионным антивирусам растет с возрастом: если среди респондентов старше 45 лет программу-антивирус приобрел почти каждый третий (32%), то среди молодежи до 24 лет — лишь 21%.

На втором месте по популярности — игры: каждый десятый россиянин, имеющий дома компьютер (10%), за прошедший год хоть раз побаловал себя новой компьютерной «стрелялкой», «бродилкой» или «стратегией». Чаще такие покупки делали мужчины (12% против 7% среди женщин), а также респонденты в возрасте от 35 до 44 лет (13%).

Чуть меньше опрошенных (9%) приобрели для своих компьютеров операционную систему. По данным исследования, несомненный лидер среди них — Windows: 96% покупателей выбрали именно это ПО, все остальные варианты в совокупности составляют лишь 4%. Мужчины приобретали эти продукты почти вдвое чаще женщин (11% и 6% соответственно).

8% респондентов приобретали кинофильмы, еще 7% — офисные программы. Среди последних наиболее распространена Microsoft Office (64%). Реже покупались такие продукты, как 1С (9%), СБС и TheBat (по 6%).

12% россиян затруднились вспомнить, какие программы они покупали для домашнего компьютера за последний год.

Не стали раскошеливаться на программное обеспечение 46% респондентов. Самое распространенное объяснение экономии на лицензионных программах — доступность в Интернете как пиратских, так и легальных бесплатных программ. Наиболее распространенные ответы среди этой группы были такие: «Из принципа. Я за свободное ПО»; «Все перечисленное я могу найти и получить бесплатно через Интернет. Хватает ума и знаний не тратить деньги попусту»; «Буду покупать программы только тогда, когда они будут стоить разумных денег».

*Опрос был проведен 11-17 мая 2012 г. по всем округам Россия и охватил 249населенных пунктов. Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет, имеющее дома компьютер; размер выборки составил 1600 респондентов.