Согласно исследованию компании Gartner, во 2-м квартале 2012 г. мировой объем поставок ПК составил 87,5 млн единиц, что на 0,1% меньше, чем в том же периоде 2011 г., хотя в предыдущие семь месяцев объем рынка практически держался на одном уровне. Заметим, что эти данные полностью согласуются с опубликованными несколькими днями ранее данными компании IDC за аналогичный период.

По мнению аналитиков Gartner они указывают на снижение интереса к традиционным ПК со стороны потребительского рынка, поскольку на рынке массово появились такие привлекательные смартфоны и планшеты. Несмотря на большие надежды, связанные с ультратонкими и легкими ноутбуками (ультрабуками), объем их поставок во 2-м кв. 2012 г. хотя и вырос, но не оказал существенного влияния на рынок в целом. Потребители на рынках развитых стран явно предпочитают покупать даже не ноутбуки (не говоря уже о настольных ПК), а смартфоны или планшетные ПК. Однако аналитики считают, что для сегмента ультатонких ноутбуков не все потеряно, ведь массовая рекламная кампания этих ПК стартовала только в конце 2-го кв. 2012 г. (хотя впервые ультрабуки были представлены в июне 2011 г.).

Рейтинг мировых производителей ПК продолжает возглавлять HP (см. таблицу) с долей рынка в 14,9%, но объем поставок этого вендора за год снизился на 12,1%. Основные конкуренты HP: в сегменте профессиональных ПК — Lenovo, на массовом рынке — ASUS и Samsung.

Динамика мировых поставок ПК первой пятеркой производителей (в тыс. шт.)

Компания Объем поставок, 2 кв. 2012 Доля рынка, 2 кв. 2012,% Объем поставок, 2 кв. 2011 Доля рынка, 2 кв. 2011,% Относительный рост, 2 кв. 2012/2кв. 2011, %
HP 13036,548 14,9 14838,734 16,9 −12,1
Lenovo 12820,301 14,7 11160,303 12,7 14,9
Acer Group 9646,383 11,0 9315,341 10,6 3,6
Dell 9349,212 10,7 10570,007 12,1 −11,5
ASUS 6120,957 7,0 4416,125 5,0 38,6
Остальные 36495,872 41,7 37256,607 42,6 −2,0
Рынок в целом 87469,273 100,0 87557,116 100,0 −0,1

Примечание: Данные включают настольные и мобильные ПК, мини-ноутбуки, но не включают планшетные ПК типа iPad.

Источник: Gartner, июль 2012

Рост продаж под брендом Lenovo продолжает превышать среднемировой уровень роста, и отставание компании от HP постепенно сокращается. Особые успехи у производителя — в регионе EMEA.

Acer заняла третью позицию в топ-5, и это единственное отличие результатов Gartner по 2-му кварталу от результатов IDC. Acer, пионер сегмента ультрабуков, вероятно, снизит стоимость на эти ПК раньше других, что будет способствовать дальнейшему повышению продаж вендора.

У компании Dell, которая находится в процессе трансформации из поставщика ПК в поставщика решений для профессиональных рынков, доля на рынке ПК последовательно снижается, но надежды Dell связаны с рынками ЕМЕА и Азиатско-Тихоокеанского региона.

По сравнению с остальной пятеркой лидеров компания ASUS демонстрирует стабильный рост, ее объем продаж во 2-м кв. 2012 г. увеличился на 38,6%. Успешными рынками компании стали страны EMEA и США. Производитель сумел очень хорошо диверсифицировать портфель продуктов: его экспансия на рынке начиналась с мини-ноутбуков (нетбуков), а продолжилась ноутбуками средней и верхней ценовых категорий.

Ситуация на региональных рынках различна. Если в США наблюдается снижение уровня продаж, то в EMEA, Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Японии фиксируется невысокий (на несколько процентов), но рост. В странах EMEA во 2-м кв. 2012 г. было продано 25,1 млн ПК, что на 1,9% больше, чем за тот же период годом ранее. Слабым был спрос в Западной и Южной Европе, что объясняется экономическими коллизиями еврозоны. Рост в Азиатско-Тихоокеанском регионе составил 2%, а объем поставок в рассматриваемый период достиг 31,8 млн ПК. Объем рынка ПК Латинской Америки во 2-м кв. 2012 г. упал на 1,7 %, составив 9,3 млн единиц.