Согласно исследованию* рынка средств унифицированных коммуникаций для предприятий 78% предприятий полностью или частично внедрили решения, реализующие унифицированные коммуникации (Unified Communications, UC), а остальные либо запланировали внедрение, либо намерены сделать это в ближайшее время.

По данным аналитиков, 65% UC-внедрений ограничены территорией офисных зданий и используют установленные у себя технические средства, но в Webtorials полагают, что в скором времени их число сократиться до 31%, так как многие респонденты намерены использовать для UC облачные сервисы. Наиболее предпочтительными респонденты считают гибридные решения. По мнению аналитиков, тенденция повышения спроса на гибридные решения становится все более очевидной.

Среди реализованных решений (сегодня и в ближайшем будущем) доминируют собственные офисные, построенные на базе функций контроллера сессий (Session Border Controller, SBC). В то же время данные опроса говорят о том, что определенное число компаний склоняются к выбору гибридных решений, использующих средства сервис-провайдеров. Аналитики считают, что именно последние, благодаря их широким возможностям, станут наиболее распространенными. Однако независимо от владельца SBС (предприятие или провайдер), роль этого оборудования в UC-решениях будет велика.

Тремя наиболее востребованными функциями UC среди респондентов оказались: передача речи внутри предприятия (№1), передача унифицированных сообщения (№2) и мобильные клиенты для смартфонов и планшетов (№3), далее следует услуга «видеоконференцсвязь для ПК» (№4), ее выше оценили вдвое больше респондентов, чем «видеоконференцсвязь в специальном помещении», а услугой №5 в этом рейтинге стали «web-конференции». Миграция потребительского спроса к «конференциям с использованием ПК» – одна из зафиксированных тенденций этого рынка.

Компании Cisco Systems и Microsoft – явные лидеры рынка производителей UC-решений в 2012 г.; их доли рынка намного превосходят доли других вендоров, а в дальнейшем еще увеличатся за счет вытеснения других производителей IP УАТС. При этом Cisco лидирует в сегментах речевой связи для предприятий, видеоконференцсвязи и web-конференцсвязи, а Microsoft наиболее успешна в сегментах мгновенных сообщений и социальных сетей для предприятий (типа внутренних профайлов пользователей в компании, справочников и поиска вакансий). Напомним, что Cisco называлась лидером данного рынка и в других исследованиях.

На рынке, где будут господствовать облачные UC-решения, конкурентная борьба между такими крупными игроками, как Cisco, Microsoft и Avaya, и такими небольшими фирмами, как ShoreTel и 8x8, будет чрезвычайно острой. По оценкам Frost & Sullivan, в 2012 г. объем UC-рынка должен был составить не менее 1,9 млрд долл., и здесь есть за что бороться.

Однако пока на рынке нет ни одного инвариантно-совместимого UC-решения, поэтому ключевым фактором для дальнейшего развития UC как внутриофисных, так и для связи с другими компаниями является именно эта характеристика любого решения, будь то сегодняшний лидер, или менее титулованная фирма. Поэтому и в настоящее время, и при превращении UC в облачный сервис так велика роль контроллера SBC, помогающего обеспечить не только совместимость с продуктами разных поставщиков, но и безопасность коммуникаций.

* Исследование проведено аналитиками фирмы Webtorials по заказу SIP-провайдера Sonus Networks (база респондентов – более 200 ИТ-специалистов разных компаний).