По оценкам аналитической фирмы IDC, главным драйвером рынка ИКТ в ближайшие 7–10 лет станет «Третья платформа» — технологическая основа, построенная на применении мобильных устройств, облачных сервисов, социальных сетей и «больших данных».

Согласно данным IDC, капиталовложения в ИКТ в 2013 г. составят 3,7 трлн долл., но к 2020 г. они вырастут на 75%, превысив 5 трлн долл.

В IDC полагают, что основа этой платформы уже создается сервис-провайдерами, провайдерами услуг PAAS (Platform as a Service) и потребителями. Однако в IDC предупреждают, что все эти новые веяния и новые продукты разрушают традиционные бизнес-модели производителей ПО, в корне меняя их, и ведут к переделу не только ИТ-рынка, но и всех других, связанных с ИТ-индустрией.

Аналитики IDC отмечают, что появление «третьей платформы» знаменует не только технологическую революцию, но и революцию в потребительском спросе. В итоге появится новая бизнес-модель продаж ПО, базирующаяся на новом опыте пользователей, которые предпочтут иметь дело с вендорами, обеспечивающими доступ к приложениям всегда и везде, где нужное приложение понадобится. Стоимость этой «свободы доступа» будет зависеть от «потребления» приложений, что позволит потребителю платить только за то, что он конкретно использует. По мнению IDC, новая платформа позволяет также оперативно настраивать две важные составляющие ИТ-и телеком-процессов: «большие данные» и технологии социальных сетей.

По данным IDC, уже сейчас, в 2013 г., большинство новейших сетевых приложений — почти 82% — создаются специально для работы в облачной среде. К 2016 г., согласно оценкам компании, примерно 1 из 6 долл., потраченных на комплект программ и 1 из 5 долл., потраченных на приложения, будет получен вендорами за счет предоставления услуги «ПО как сервис» (software-as-a-service, SaaS). Потребителю просто нужен положительный результат, и модель оплаты ПО «по подписке» удовлетворяет его больше, чем бессрочная лицензионная модель.

Модель продажи «по подписке» предлагают не только фирмы, недавно появившиеся на рынке: 16% из первой сотни производителей ПО более половины своего дохода получают именно от такой модели продаж. По сути, все производители ПО в той или иной мере уже начинают ее использовать (правда, все находятся на разных стадиях ее внедрения), надеясь, что она позволит им увеличить доходы и обеспечит лояльность пользователей.

В то же время в IDC полагают, что еще достаточно долго будут сосуществовать как приложения, распределяемые в системе клиент-сервер (2-я технологическая платформа), так и приложения, распространяемые по виртуальным каналам.