По данным аналитической службы МТС наиболее распространенным устройством доступа к мобильному интернету в России является смартфон: по результатам третьего квартала 2013 года около 45% активных абонентов мобильного интернета выходят в сеть с помощью смартфона, это самая большая аудитория мобильного интернет-доступа.

Вместе с тем, в общем объеме data-трафика доля смартфонов на конец сентября 2013 года составила только около 20%. То есть по интенсивности генерирования трафика данных смартфоны уступают другим средствам доступа, главным образом основному конкуренту - планшетным компьютерам. Пользователи планшетов составляют пока незначительную часть российской аудитории мобильного интернета, однако генерируют уже 8% data-трафика в операторских сетях без учета данных, переданных через сети Wi-Fi, а средний показатель потребления data-трафика (MboU) пользователей планшетов более чем втрое превышает MboU обладателей смартфонов.

Далее ситуация будет скорее всего смещаться в этом же направлении, поскольку динамика рынка планшетов существенно превосходит темпы роста рынка смартфонов. Этому в немалой степени способствуют ценовые сдвиги в обоих сегментах, которые также сильнее на рынке планшетов. Так, по данным аналитиков МТС, за год (третий квартал 2013 года к третьему кварталу 2012 года) средняя рыночная цена проданных на российском рынке смартфонов снизилась на 11% и составила 9 353 рубля. Средняя рыночная цена проданных планшетов за тот же период снизилась на 29% до 11 416 рублей.

Удешевление этих категорий устройств связано с перераспределением потребительских предпочтений россиян в сторону ценового сегмента до 15 000 рублей. Его доля в структуре продаж смартфонов по итогам третьего квартала 2013 года составила около 60% в денежном выражении и порядка 82% — в штучном; на рынке планшетных ПК на долю этого ценового сегмента пришлось более 45% приобретенных девайсов в стоимостном выражении и 70% - в штучном.

В результате за 3 квартал текущего года смартфонов в России было продано на 58% больше в сравнении с аналогичным периодом 2012 года. В то время как российский рынок планшетов в этот же период вырос в 2,3 раза в сравнении с аналогичным периодом 2012 года