Ресурс Anti-Malware.ru опубликовал результаты ежегодного исследования рынка антивирусной защиты в России. После спада, вызванного глобальным экономическим кризисом, и последующего падения ИТ-рынка в России в 2009 году, за счет отложенного спроса в 2010 и 2011 годах рынок антивирусного программного обеспечения показал существенный рост. Пик послекризисного роста пришелся на 2010 г., в котором суммарный объем антивирусного рынка превысил отметку* 270 млн долл., что на 24% больше показателя 2009 г. В 2011 г. рынок продолжил расти практически в том же темпе, его объем увеличился еще на 23% и превысил 334 млн долл. (см. таблицу).
В 2010 и 2011 гг. рост объема продаж был отмечен во всех сегментах рынка, но наибольший рост был отмечен в ритейле (около 26%) и государственном секторе (около 28%). В случае ритейла продажи не только не снижаются под давлением бесплатных антивирусных продуктов, но и показывают высокие послекризисные темпы роста (в кризисный 2009 г., по оценке Anti-Malware.ru, рост в ритейле практически остановился).
Корпоративный сегмент рынка за два последних года вырос не столь сильно (около 18%). Это обусловлено тем, что данный сегмент был наиболее стабильным в кризисный 2009 г., и в последующие годы точек для бурного роста у него не нашлось. Сегмент малого и среднего бизнеса по-прежнему не демонстрирует должного роста и остается сегментом с большим потенциалом на будущее.
В 2011 г. стали заметны доходы от направления SaaS (Software as a Service), вложения в которое годами раньше теперь начало приносить свои дивиденды. В этом сегменте наиболее активно проявили себя такие компании, как «Доктор Веб», Eset, «Лаборатория Касперского» и Agnitum.
Объем продаж основных игроков рынка антивирусной защиты в России в
Производитель | Объем продаж, млн долл., 2009 | Объем продаж, млн. долл., 2010 | Рост, | Объем продаж, млн. долл., 2011 | Рост, |
---|---|---|---|---|---|
Лаборатория Касперского | 109,0 | 141,0 | 29,4% | 176,3 | 25,0 |
Eset | 52,0 | 69,0 | 32,7% | 90,5 | 31,2 |
Symantec | 23,0 | 23,8 | 3,5% | 25,4 | 6,7 |
Доктор Веб | 16,5 | 19,2 | 16,4% | 22,5 | 17,2 |
Trend Micro | 9,8 | 10,3 | 5,1% | 11,0 | 6,5 |
McAfee | 3,4 | 3,3 | −2,9% | 3,4 | 3,0 |
Другие производители | 5,0 | 5,2 | 4,0% | 5,6 | 7,7 |
Весь рынок | 218,7 | 271,8 | 24,3% | 334,6 | 23,1 |
Наиболее удачным прошедшие два года оказались для лидеров российского рынка — «Лаборатория Касперского» и Eset. Объемы продаж этих компаний в 2010 г. увеличился на 29% и 32%, а в 2011 г. — еще на 25% и 31%. Это значительно лучше, чем у остальных конкурентов. Ключевым драйверов роста для этих компаний стал сегмент домашних пользователей.
Компания «Доктор Веб», с учетом успехов в ритейле и сегменте SaaS, также смогла показать хорошие темпы роста, вплотную приблизившись к занимающей третью строчку рейтинга корпорации Symantec. . Ее темы роста в
Зарубежные производители, делающие ставки на корпоративные продажи, — Symantec и Trend Micro — фактически остались на уровне 2009 г. Эти производители не смогли нащупать точки для значительного роста на российском рынке.
«Лаборатория Касперского» и Eset удалось увеличить свои доли рынка в 2010 г. на 2,0% и 1,6%, а в 2011 г. — еще на 0,8% и 1,7% соответственно. При этом доля рынка «Лаборатория Касперского» в 2010 г. впервые в истории преодолела барьер 50%, а в 2011 г. достигла 52,7%.
Доля Eset на антивирусном рынке России выросла до рекордных 27%. Столь положительная динамика, как и в случае «Лаборатории Касперского», базируется на развитой сети розничных продаж, росте отдачи от совместных проектов с ISP, а также достаточно неплохими продажами в корпоративном сегменте.
Для корпорации Symantec 2010 и 2011 гг. на антивирусном рынке России, скорее, можно признать неудачными. В 2010 г. компания закрыла направление розничных продаж, сосредоточившись на других сегментах рынка ИБ (например, резервном копировании и восстановление данных, DLP). Таким образом, были потеряны реальные шансы компании на укрепление рыночных позиций.
Компания Trend Micro, по оценке Anti-Malware.ru, за последние два года показала небольшой, но устойчивый рост. Тем не менее без значимого присутствия в ритейле ее доля рынка постепенно снижается и в 2010 и 2011 гг. составила 3,8% и 3,3% соответственно.
Продолжается процесс консолидации российского рынка: если в 2009 г. тройка лидеров контролировала примерно 84%, то в 2010 г. — 86%, а по итогам 2011 г. — уже 87,3%. Попытки выхода на рынок все новых и новых игроков никак не влияют на расстановку сил на нем.
*Все цифры приведены в ценах для конечных пользователей, что превышает доходы вендоров на величину наценки в каналах продаж .