Согласно исследованию компании IDC, самый крупным в мире рынком по продаже смартфонов в 2012 г. станет Китай, а две другие развивающиеся страны с высоким потенциалом спроса на мобильную связь — Бразилия и Индия — войдут в пятерку крупнейших национальных рынков мира не ранее 2016 г. (см. табл. 1).
По данным аналитиков, продажи смартфонов на развивающихся рынках в 2011 г. росли быстрее, чем в предыдущем году. По мнению аналитиков, темпы роста в Китае позволяют говорить о том, что в 2012 г. по объему продаж смартфонов Китай обгонит лидера 2011 г. — США (табл. 2). Рост спроса в развитых странах, таких, как Япония, Великобритания и США, безусловно, сохранится, но объемы продаж несравнимы с огромным потенциалом развивающихся стран, пользователям мобильной связи которых сегодня уже недостаточно простой телефонии. Ведь смартфон — идеальная платформа для просмотра развлекательных программ, общения в социальных сетях, не говоря уже о том, что он позволяет работать и с бизнес-приложениями.
Однако быстрому распространению смартфонов на развивающихся рынках мешает ряд факторов. Первый из них — цена. Этот факт отмечался всеми производителями мобильных устройств в этом году на Всемирном конгрессе мобильной связи в Барселоне. Они считают, что для таких рынков наиболее приемлемой будет стоимость устройства не более 50 долл., тогда рынок будет развиваться очень быстро. Другой барьер — помесячные тарифы на сервис передачи данных, которые следует адаптировать к покупательной способности развивающихся стран.
В Китае, согласно данным IDC, в 2011 г. наибольшим спросом пользовались смартфоны на платформе Android стоимостью менее 200 долл., продажи которых и «поведут за собой» китайский рынок в 2012 г. Другим фактором роста станут местные, китайские производители, такие, как Huawei, ZTE и Lenovo, которые наращивают суммы контрактов на поставку устройств китайским операторам связи. Международные игроки рынка смартфонов — Samsung и Nokia — тоже надеются на рост объемов продаж дешевых моделей смартфонов из нижнего ценового сегмента.
Рынок смартфонов Индии, по оценкам аналитиков, в течение всего периода с 2012 г. по 2016 г. будет расти очень быстро. И не только потому, что ожидается запуск ряда сетей 3G с адаптированными к местным условиям тарифами передачи данных. Местные производители (Micromax, Spice, Karbonn и Lava) уже предлагают на индийском рынке дешевые смартфоны по цене, обеспечивающей рост спроса в будущем (они пытаются двигаться по цепочке приращения стоимости, аналогичной цепочке для дешевых телефонов). Однако в 2011 г. рост рынка в Индии обеспечивался главным образом за счет продаж моделей верхнего ценового диапазона таких брендов, как Samsung и HTC. Высокий потенциал быстрорастущего рынка мобильной связи Индии заставил многих международных игроков рассматривать возможность в ближайшие годы инвестировать средства в индийский рынок для организации местного производства абонентских устройств.
Для экономики Бразилии характерным является не только ее бурное развитие, но и низкая инфляция, низкий уровень бедности и либеральные дискреционные налоги для населения. В результате как потребительский, так и корпоративный сегменты рынка смартфонов показали более высокие объемы продаж, чем сегмент мобильных телефонов. Не случайно и то, что в 2011 г. Бразилия заняла третье место в мире после Японии по продажам ПК. Наращивание продаж смартфонов здесь идет за счет естественной замены ими телефонов с расширенными возможностями, а количество проданных мобильных телефонов уже превышает население страны. Стоимость смартфона в Бразилии уже упала до уровня менее 300 долл., а операторы активно внедряют предоплатные тарифные планы сервисов передачи данных. Последнее очень важно для Бразилии, поскольку 4 их 5 абонентов мобильной связи в этой стране используют тарифы с предоплатой. Это делает рынок Бразилии очень комфортным для распространения смартфонов.
Таблица 1. Прогноз динамики продаж смартфонов на национальных рынках
Страна | Доля рынка в 2011 г. | Доля рынка в 2012 г. | Доля рынка в 2016 г. |
---|---|---|---|
Китай | 18,2% | 20,7% | 20,2% |
США | 21,3% | 20,6% | 15,3% |
Индия | 2,2% | 2,9% | 9,3% |
Бразилия | 1,8% | 2,3% | 4,7% |
Великобритания | 5,3% | 4,5% | 3,7% |
Остальные | 51,2% | 48,9% | 46,8% |
Все страны мира | 100,0% | 100,0% | 100,0% |
Источник: IDC, март 2012 г.
Таблица 2. Рейтинги национальных рынков продаж смартфонов.
Страна | Рейтинг 2011 г. | Рейтинг 2012 г. | Рейтинг 2016 г. |
---|---|---|---|
Китай | 2 | 1 | 1 |
США | 1 | 2 | 2 |
Индия | 9 | 7 | 3 |
Бразилия | 11 | 10 | 4 |
Великобритания | 4 | 4 | 5 |
Примечание: В объеме продаж производителей не учитывалась OEM-продукция.
Источник: IDC, март 2012 г.