Компания iKS-Consulting подвела итоги российского телеком-рынка в 2013 г. Отмечается, что в условиях насыщения крупнейших сегментов рынка, существенных изменений в структуре отрасли не произошло. Более половины доходов – 58% - приходится на сотовую связь. Этот сегмент растет быстрее остального рынка, в основном за счет услуг мобильного интернет-доступа. Как следствие, к 2018 г. на сотовую связь, по прогнозу iKS-Consulting, будет приходиться почти 2/3 рынка.

Сегмент частных пользователей сохранит опережающую по отношению к корпоративному рынкудинамику. В текущих условиях остаются возможности для привлечения новых абонентов к услугам интернет-доступа и платного ТВ, а также увеличения доходности за счет пакетирования сервисов. В корпоративном секторе основные перспективы связаны с предоставлением ИТ-услуг, формально не входящих в сферу телекоммуникационного рынка.

В сегменте сотовой связи сохраняется потенциал роста как в корпоративном секторе – благодаря привлечению новых пользователей и расширению спектра предоставляемых услуг, так и в частном сегменте - в первую очередь за счет услуг на базе мобильной передачи данных. Между тем, специалисты iKS-Consulting ожидают, что доходы от частного сегмента будут расти несколько быстрее, чем от предприятий и организаций. За счет опережающей динамики сегмент частных пользователей укрепит свое доминирующее положение – в 2013 г. на него приходится 70% доходов телекоммуникационной отрасли, а к 2018 г. его удельный вес составит 74%. Лидирующая роль частного сектора обеспечена преобладанием физлиц в крупнейших сегментах рынка, в первую очередь в сегменте сотовой связи, где на частных клиентов приходится 88% доходов.

По предварительным данным, в 2013 г. российский телекоммуникационный рынок достиг размера 1 635 млрд руб. Темпы роста рынка составили 6%, снизившись по сравнению с 2012 г. на 1 п.п. Тенденция к снижению динамики продолжится в следующие годы – среднегодовой рост в 2014-2018 гг. составит 4% и к концу прогнозируемого периода рынок достигнет 2024 млрд руб.

Низкие темпы роста рынка объясняются исчерпанием источников экстенсивного роста во всех крупнейших сегментах, традиционно являвшихся драйверами рынка:

■ Проникновение сотовой связи в России превысило 166% при расчете по SIM-картам и 110% при расчете по активным абонентам.

■ Количество абонентов широкополосного доступа превысило 27 млн, проникновение достигло 49%, при этом в крупных городах оно достигает 60-80%, и зачастую превышает 50% в городах районного масштаба с населением менее 500 тыс. человек. На ШПД по итогам 2013 г. пришлось 10% телеком-рынка.

■ Рынок платного ТВ при проникновении 55% стремительно замедляет динамику своего развития. Если в 2012 г. прирост абонентов составил 17%, то в 2013 г. – лишь 9%, а в 2014 г. ожидается дальнейшее замедление динамики до 6%. Доля платного ТВ с оставила 3% рынка в целом.

Кроме того, на общерыночной динамике негативно сказывается продолжающееся падение рынка фиксированной связи: ежегодно в России становится на 0,8-1 млн. меньше абонентов местной телефонии, а трафик междугородных и международных звонков продолжает "перетекать" в сети операторов сотовой связи и VoIP. В 2013 г. на этот сектор пришлось 11% всего телекоммуникационного рынка.

Почти 80% российского рынка телекоммуникаций формирует "большая четверка" - "Ростелеком", МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон", присутствующие во всех основных сегментах отрасли связи. По итогам 2013 г. четыре лидера совместно контролируют (по доходам):

■ 89% рынка сотовой связи;

■ 78% рынка местной телефонной связи;

■ 90% рынка междугородной и международной связи;

■ 58% рынка широкополосного доступа в Интернет;

■ 38% рынка платного ТВ.

При этом большинство привлекательных активов на рынках ШПД и платного ТВ уже приобретены этими компаниями, и 2012-2013 гг. показали заметное снижение активности по M&A. Тем не менее в будущем не исключены миллиардные сделки между лидерами отрасли по продаже и приобретению активов, которыми завершится окончательный этап консолидации телекоммуникационного рынка России.

В условиях насыщения рынка и окончательного оформления его олигопольного характера основными источниками роста для операторов становятся привлечение абонентов от конкурентов, строительство сетей в городах с низкой конкуренцией, а также развитие оказания ИКТ-услуг и пакетирование сервисов. Ключевая задача основных игроков рынка на ближайшие годы – стать универсальными сервисными операторами, предоставляющими широкий спектр услуг на базе мобильных и фиксированных сетей.