Согласно исследованиям аналитической фирмы Ovum, объем сервисов связи малого радиуса действия (Near field communication, NFC) не снизится в краткосрочной перспективе (в ближайшую пару лет). Однако аналитики сомневаются, что операторы внесут какие-то изменения в сервисы мобильных платежей, которые активно рекламировались последние два года.
По мнению аналитиков фирмы, расширение использования более дешевых технологий, альтернативных NFC, будет препятствовать существенному росту сервисов NFC. И это продлится до тех пор, пока производители не выпустят новую версию NFC-карты на базе облачных сервисов (с эмуляцией карт на сервере -- Hosted Card Emulation, HCE), которая более проста в производстве и обеспечивает должный уровень безопасности.
Высокая стоимость технологии NFC общеизвестна. Так, Bouygues Telecom, оператор № 3 во Франции, недавно объявил о прекращении разработок по NFC в рамках программы сокращения расходов. По данным оператора, за период с конца 2011-го по 3-й кв. 2013 г. оператор «благодаря» этим разработкам потерял 455 млн евро.
Ovum полагает, что 2014 г. окажется сложным для рынка мобильных платежей в целом и прогнозирует возможные потери операторов из-за оттока пользователей, которые могут предпочесть аналогичные сервисы, предоставляемые банками или другими кредитными учреждениями. Суммарный объем рынка мобильных платежей в 2014 г. будет расти очень медленно, по крайней мере – на развитых рынках, полагают аналитики Ovum. А вот на развивающихся рынках они ожидают более высокий рост, так как там существует большое число не имеющих банковского счета потребителей, активно использующих мобильные платежи.
В последние пару лет в мире наблюдался рост сервисов, называемых «цифровым кошельком», но в ближайшем будущем эта тенденция вряд ли сохранится. К примеру, крупнейший оператор Великобритании O2 недавно объявил о прекращении предоставления к концу марта 2014 г. сервиса «цифровой кошелек» – и это через 18 месяцев после его выпуска на рынок. По данным опроса Ovum (более 15 тыс. абонентов на 15 региональных рынках), 43% респондентов предпочли бы использовать сервис мобильного платежа, который предоставлял бы банк, а не оператор. В списке своих предпочтений провайдеров этого сервиса мобильный оператор набрал только 6%, тогда как компании, занимающиеся обслуживанием кредитных карт, – 13%, и еще 9% – онлайновые платежные компании.
В то же время некоторые европейские операторы в рамках предоставления сервисов мобильных платежей вступают в партнерства с банками, и, по мнению аналитиков, партнерство это весьма успешно.