Согласно исследованиям фирмы IDC, объем продаж на мировом рынке печатающих устройств (устройств документального копирования) в 4-м кв. 2012 г. составил почти 31,7 млн шт., увеличившись по сравнению с тем же периодом годом ранее на 2%. Однако данные за 2013 г. в целом оказались не столь приятными - всего около111,7 млн шт., продажи снизились на 1,6% по сравнению с годом ранее (более 113,5 млн шт.).

Тем не менее аналитики полагают, что рынок печатающих устройств (Hardcopy Peripherals, HcP) продолжает восстанавливаться после кризисных лет. Значительный вклад в этот процесс вносит сегмент лазерных устройств, где продажи в 4-м кв. 2013 г. выросли на 4,5% по сравнению с 4-м кв. 2012 г., а объем этого сегмента за год в целом увеличился на 3,6%.

Другим фактором, оказавшим влияние на рост рынка HcP в последнем квартале 2013 г., аналитики считают повышение активности пяти его основных игроков: HP, Canon, Epson, Brother и Samsung. Среди них IDC особо отмечает HP и Brother, у которых динамика продаж в 2013 г. была наиболее устойчивой. Компания HP увеличила поддержку каналов продаж, а также стала более гибко подходить к ценообразованию и стимулированию дилеров. Brother же отличилась выпуском ряда новых продуктов и расширением рынка монохромных лазерных принтеров, что позволило ей повысить свою конкурентоспособность.

По данным IDC, наиболее крупные региональные рынки для HcP – Западная Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион (без Японии), где в 4-м кв. 2013 г. продажи выросли на 5,5 и 7,3%, соответственно. Рост за весь 2013 г. по сравнению с 2012-м для Азиатско-Тихоокеанского региона составил 1,5%, а вот в Западной Европе этот показатель продаж незначительно снизился (на 0,4%).

C технологической точки зрения наиболее популярной на рынке HcP остается струйная технология (ее доля продаж – 62%); в этой категории устройств объем продаж составил 19,6 млн шт. Объем мирового рынка струйных принтеров в 4-м кв. 2013 г. по сравнению с тем же периодом годом ранее вырос на 1,1% (в Западной Европе – на 8%), но за весь 2013 г. – снизился на 4,9%.

Мировой рынок лазерных устройств, по данным IDC, растет уже третий квартал подряд, причем почти во всех регионах – исключение составляют лишь Канада и Центральная и Восточная Европа. Наибольший подъем продаж в 4-м кв. 2013 г. наблюдался в странах Ближнего Востока и Африки – 31,5%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 10,1%, в США – 7,5%. При этом в рассматриваемом квартале доля монохромных лазерных устройств в общем объеме продаж «лазерного» сегмента достигла 82,3% (8,9 млн шт.). Показатель годового роста этой категории в четвертом квартале – 5,8%, рост за год в целом – 3,3%. В категории монохромных устройств монохромные лазерные принтеры составляют 52%, остальные 48% принадлежат МФУ.

Объем рынка цветных лазерных устройств в 4-м кв. 2013 г. увеличился на 9,4% до 1,9 млн шт. (доля рынка в «лазерном» сегменте – 17,7%). Позитивный рост продаж в этой категории устройств наблюдается уже третий квартал подряд. Доля многофункциональных цветных лазерных печатающих устройств в лазерном сегменте в 4-м кв. 2013 г. составила 60%.

Среди производителей безусловное лидерство в квартальном и годовом исчислении на мировом рынке HcP сохраняет компания Hewlett Packard, в четвертом квартале ее доля составила 39,8% (12,613462 млн шт.), рост продаж в годовом исчислении – 5,4%; доля за весь 2013 г. – 39,9% (44,590770 млн шт.). Положительная динамика продаж HP зафиксирована в 5 из 8 регионах мира. За 2013 г. в целом показатель роста вендора положительный, но небольшой – всего 0,9%, но все же примерно на 2 п. п. больше, чем средний по всему рынку.

Второе место в 4-м кв. 2013 г. – у компании Сanon с долей рынка 20,6% (объем продаж 6,539915 млн шт.). И хотя ее доля продаж за этот период снизилась на 6,2% по сравнению с годом ранее, а доля рынка – на 2 п. п., аналитики отмечают ее успехи на трех из восьми региональных рынков мира (Западная Европа, Канада и США). рост продаж компании за год – на 0,4%.

Компания Epson занимает третье место в годовом и квартальном рейтинге 2013 г. с долей 15,4% за 4-й кв. и 13,9% – за год. Объем продаж в 4-м кв. 2013 г. составил 4,868090 млн шт., что на 8,6% больше, чем годом ранее. Однако в целом за 2013 г. продажи компании упали на 7,7% (15,538075 млн шт.), возможно, из-за слабых продаж на 5 из 8 региональных рынков мира. Наиболее успешными продажи были в странах Восточной Европы и США, где годовой рост составил 24 и 19% соответственно.

Brother занимает четвертое место в годовом и квартальном (за 4 кв.) рейтинге 2013 г. с долей 7,5% за 4-й кв. (продажи – 2, 385326 млн шт.) и 7,3% за год (8,205724 млн шт.). Увеличение объема продаж в лазерном сегменте в 4-й кв. 2013 г. по сравнению с годом ранее составило 16,7%. Положительная динамика отмечена аналитиками во всех регионах кроме Латинской Америки. Рост продаж компании за 2013 г. по сравнению с 2012 г. составил 8,4% – наилучший показатель из производителей первой пятерки.

Пятое место – у Sumsung с долей рынка 4,1% и объемом продаж в 4 кв. 1,313543 млн шт. и за весь 2013 г. – 5,685563 млн шт. (доля рынка – 5,1%), хотя снижение продаж составило 8,9 и 3,5% соответственно. Успех сопутствовал компании на 4 из 8 региональных рынков (Азиатско-Тихоокеанский регион, Канада, Ближний Восток и Африка и США), но в Латинской Америке и Европе продажи производителя упали.