Согласно исследованиям аналитической фирмы AV-Comparatives мирового рынка антивирусного ПО, лидерство на нем в 2013 г. принадлежит бесплатным продуктам.

По данным опроса три из четырех респондентов поставили в первые строчки рейтинга бесплатные продукты как для клиентских ПК, так и для смартфонов.

Наиболее важными для пользователей продуктов безопасности оказались три аспекта (перечислены по рейтингу важности): малое его влияние на производительность системы, хорошие показатели детектирования вредоносного ПО, хорошие возможности удаления вредоносного ПО и очистки системы. Эти свойства продукта назвали важными 60% респондентов. Только 10% опрошенных считают важным известность производителя продукта. И лишь 19% всех респондентов уверены, что безопасность их персональных данных соблюдается.

В Европе, Северной Америке, Центральной и Южной Америке наиболее используемым продуктом оказался пакет Avast, причем как на ПК, так и на смартфонах. В первую пятерку во всех этих трех регионах вошли также продукты ESET и Kaspersky. А в Азии самый распространенный продукт – Qihoo 360.

Более половины всех респондентов используют платные клиентские решения, а не используют вообще никакого решения безопасности менее 3% респондентов. По мнению аналитиков, бесплатные продукты обеспечивают более низкий уровень защищенности, чем платные, что подтверждают тесты AV-Comparatives, проведенные в 2013 г.

Пользователи мобильных устройств, живущие в Азии, предпочитают иные продукты для их защиты, чем в абоненты других регионов мира. Там Avast только на третьем месте по распространенности. А в пятерке наиболее популярных – Qihoo 360, Tencent QQ, Baidu и Kingsoft, которые в других регионах не появляются даже в первой десятке.

Вместе с тем четверть всех респондентов вообще не используют на своем смартфоне никакой программы защиты. По мнению аналитиков, в 2014 г. количество атак на смартфоны и планшеты существенно увеличится.

По результатам опроса в целом, платные решения безопасности Internet Security Suite используют 37% респондентов, бесплатные решения безопасности Internet Security Suite – 11,4%, бесплатные антивирусные решения – 35,3%, платные антивирусные решения – 13,8%, а 2,4% не используют никакой защиты.

Из браузеров наибольшей популярностью пользуется Google Chrome, его выбрали 41% опрошенных, на втором месте Mozilla Firefox –32%.

По данным опроса, доля ОС Symbian на рынке смартфонов упала до 5%, а доля Android выросла с 51 до 70%. Больших изменений на рынке мобильных ОС аналитики ждут в 2015 г., причинами могут стать как расширение экспансии Samsung на рынках мира, так и выход Apple на рынок Китая.

* Анализ рынка проводился по результатам опроса 6 тыс. пользователей следующих регионов: Европа, Северная Америка, Центральная и Южная Америка и Азия. Из других регионов не было получено достаточно представительного количества ответов, хотя в общую картину распределения продуктов обеспечения защиты они вошли. Исследование AV-Comparatives касалось использования свободных и платных решений безопасности, а также было проанализировано распределение долей разных ОС и браузеров в регионах мира.