В 2013 г. на российском рынке мобильных телефонов произошло сразу несколько событий, которые определили его дальнейшее развитие. По итогам ноября прошлого года продажи смартфонов в натуральном выражении окончательно превысили продажи feature phones. Также в прошлом году был достигнут «исторический минимум» средней цены на «умный» телефон . Последнее произошло в силу расширения предложения в низких и средних ценовых сегментах. Продажи смартфонов за прошлый год выросли на 51% в штуках и на 35% в деньгах (рублях). При этом весь рынок мобильных телефонов в штуках сократился на 1%, увеличившись в денежном обороте на 12%.

В 1-м квартале 2014 г. рынок «умных» телефонов продолжает демонстрировать динамику роста, схожую с итогами 2013 г., несмотря на традиционное влияние сезонного фактора на январские продажи. В первом квартале реализовано на 54% больше смартфонов в натуральном выражении, чем за аналогичный период прошлого года. В денежном обороте рынок вырос на 26%. Такое соотношение темпов роста в штуках и деньгах свидетельствует о продолжающемся росте потребительской активности в России на фоне увеличения доступности «умных» телефонов.

Всего за первые три месяца 2014 г. в России было продано порядка 5 млн «умных» телефонов на сумму около 44 млрд руб. Доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов увеличилась до 58% в натуральном выражении и до 87% в денежном. Годом ранее доля «умных» телефонов составляла 41 и 78% соответственно. Таким образом, в 1-м квартале 2014 г. замещение обычных мобильных телефонов смартфонами продолжилось еще активнее.

Преобладание смартфонов в структуре продаж и динамика роста их реализации позволили увеличить объем всего рынка мобильных телефонов в натуральном выражении – за первые три месяца 2014 он вырос на 7% до 8,6 млн устройств, тогда как по итогам 2013 г. роста не наблюдалось. Оборот от продаж мобильных телефонов увеличился на 13% до 51 млрд руб. (по итогам 2013 г. в целом рост составил 12%).

В 2014 г. в целом, по оценкам аналитиков «Связного», темпы роста рынка будут более сдержанными, тем не менее, прогнозируется дальнейшее увеличение объемов продаж, а доля смартфонов может превысить 70% в натуральном и 90% в денежном выражении.

Самой популярной операционной системой по итогам первого квартала остается Android – 80% всех проданных в стране смартфонов работают на ОС от Google (годом ранее ее доля составляла 69%). За ней следует iOS, а 3-е место делят Windows Phone и Asha. Дальнейшему росту популярности Android будет способствовать выход на рынок во втором квартале новинок как во флагманском ценовом сегменте (Samsung Galaxy S5, HTC One New, SONY Xperia Z2), так и в «бюджетном». Если новая линейка Nokia будет постепенно замещать устройства на Asha, в тройке лидеров среди ОС в какой-то момент останутся только три операционные системы.

TOP-5 брендов по продажам смартфонов остался неизменным по сравнению с 2013 годом. Самыми популярными марками «умных» телефонов в России по-прежнему являются Samsung, Apple, Nokia, Sony и HTC, которые совокупно заняли более половины рынка смартфонов в штуках и свыше 70% в деньгах. В то же время значительно возросла роль В-брендов на рынке, особенно в сегменте смартфонов стоимостью до 5 тыс. руб. По итогам трех месяцев 2014 г. этот сегмент занял уже 42% рынка в натуральном выражении, что на 20 п.п. больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Доля устройств В-брендов в данной ценовой категории составляет порядка 60% и в штуках, и в денежном выражении.

*Предварительная оценка рынка аналитиками «Связного» на основе данных GFK