По оценкам агентства iKS-Consulting, объем российского рынка платного ТВ в 2013 г. вырос на 16% и составил 54 млрд руб. Драйверами роста рынка стали увеличение абонентской базы спутниковых операторов «Орион- Экспресс» и «Триколор ТВ», увеличение числа подписчиков у операторов IPTV, в первую очередь —у компании «Ростелеком», и рост среднего счета на абонента (ARPU) в сегментах IPTV и цифрового КТВ.
В то же время существуют факторы, негативно влияющие на рынок: Низкие цены на услугу, особенно в сегменте спутникового ТВ и смещение интереса потребителей в сторону OTT-сервисов.
Число абонентов платного ТВ выросло за год на 11% и достигло 34,6 млн. Проникновение услуги составило 62%. В 2013 г. впервые число абонентов цифрового ТВ превысило число абонентов аналогового ТВ. В конце года на услуги платного цифрового ТВ были подписаны 18,9 млн домохозяйств (34% от числа всех российских домохозяйств).
В 2013 г. почти прекратился рост крупнейшего сегмента платного ТВ — кабельного телевидения: абонентская база операторов КТВ выросла за год всего на 1,5%. Однако связано это было в первую очередь с сокращением числа абонентов аналогового ТВ у компании МТС. Прочие операторы КТВ выросли в среднем на 5%.
iKS-Consulting отмечает заметный сдвиг в сторону увеличения доли «цифры». Число подписчиков цифрового КТВ увеличилось за год в 2 раза, в то время как число абонентов аналогового КТВ сократилось на 4%. В результате доля «цифры» возросла с 12 до 15%.
Больше всего в абсолютных показателях — на 2,3 млн — выросло число платных подписчиков спутникового ТВ. . В ряде регионов спутниковое ТВ является преобладающей технологией — например, в Южном ФО его доля составляет 71%.
Лидером рынка по темпам роста стал сегмент IPTV — число подписчиков по данной технологии выросло по сравнению с 2012 годом на 29%. В итоге структура рынка по технологиям за год заметно изменилась: доля спутникового ТВ выросла на 3 п.п., доля IPTV — на 2 п.п. Доля КТВ сократилась за год сразу на 5 п.п.
В 2013 г. у 7 операторов платного ТВ рыночная доля превысила 5%. По объему доходов «Ростелеком» значительно опережает своих конкурентов — федеральному оператору принадлежит свыше пятой части рынка. У компании «Триколор ТВ», несмотря на лидерство по абонентам (на долю оператора приходится 29% российских подписчиков), доля в доходах почти в 1,6 раза ниже. Это связано с низкой стоимостью услуги оператора — средний счет на абонента (ARPU) составляет 67 руб.
Третий по величине оператор МТС уже третий год подряд теряет рыночную долю — еще в 2010 г. компания занимала 14% рынка. Вызвано это снижением числа подписчиков аналогового ТВ в связи с выбранной компанией стратегией развития цифрового телевидения.
По прогнозам iKS-Consulting, в 2014 г. рынок платного ТВ продолжит динамичное развитие: темпы роста составят 10%, объем рынка превысит 59 млрд руб. Число абонентов вырастет на 5% и достигнет 36,2 млн.