Компания IDC опубликовала предварительные данные мирового рынка смартфонов за четвертый квартал (4Q14) и за 2014 г. в целом, согласно которым за квартал вендорами было отгружено 375.2 млн смартфонов, что соответствует росту в годовом исчислении на 28.2% и на 11.9% относительно 3Q14, когда отгрузки составили 335.3 млн штук.

По году в целом глобальные отгрузки достигли 1301.1 млн штук, что на 27.6% выше 1019.4 млн штук в 2013 г. (тогда рост был значительно больше, 40.5%). Таким рекордным показателям способствовали сезонный фактор (предпраздничный квартал), активный спрос конечных пользователей и большое разнообразие моделей смартфонов.

По прогнозу IDC, в 2015 г. темпы роста замедлятся и будут в районе 15%, но рост однозначно будет, так как пока в мире еще много людей вообще не имеют смартфонов, а на насыщенных рынках активно идет процесс замены моделей.

Компания Apple, в течение 11 последовательных кварталов (до 4Q14) занимавшая второе место по показателю отгрузок (см., например, результаты 1 кв. 2014 г., в последнем квартале года резко, до 600 тыс. штук, сократила отставание от Samsung (см. табл. 1). Компании помог успех новых моделей iPhone 6/6+. Поставки Apple 74.5 млн iPhone’ов превзошли ожидания всех экспертов. Интересно, что при быстром снижении на рынке средней цены продаж (ASP) смартфонов, у Apple этот показатель в четвертом квартале даже вырос в связи с высокой ценой новых моделей.

Если успех яблочной компании продолжится, то, при условии сохранения проблем Samsung на данном рынке, Apple, по мнению IDC, в течение 2015 г. может обогнать корейского конкурента по натуральному показателю. Проблемы Samsung объясняются не только конкуренцией со стороны Apple, но нарастающим количеством OEM-производителей дешевых моделей на Android, которые выпускают продукцию со значительно меньшей маржой. Так что Samsung для удержания лидерства нужно либо начать продавать смартфоны с уменьшенной маржой, либо усилить конкуренцию по отношению к Apple в сегменте смартфонов класса high-end.

Теперь самое интересное, как в топ-5 сложатся позиции с 3-й по 5-ю. С учетом того, что Lenovo купила Motorola, а Xiaomi все активнее выходит на внешние рынки, конкурентное давление, считают в IDC, будет сильнее со стороны «нижних» игроков, чем «верхних» (по положению в таблице). Но в целом степень конкуренции в 2015 г. повысится.

Занявшая в 4Q14 третье место компания Lenovo по объемам поставок далека от Samsung и Apple, гораздо ближе она к следующей за ней Huawei. При этом компания продолжает доминировать на рынке Китая в ценовом сегменте менее $150.

Компания Huawei вернулась в лист топ-5 мировых вендоров, усилив поставки смартфонов сегментов midrange и high-end (модели серий P и Mate соответственно). Компания связывает свой успех в 2014 г. с повышением узнаваемости бренда и собирается продолжить эту политику и в 2015 г.

Компания Xiaomi в 4Q14 сползла с третьей позиции на пятую, а по году в целом потеряла и его (см. табл. 2) благодаря хорошим показателям LG. Но хотя ее объемы поставок по сравнению с 3Q14 снизились, Xiaomi продемонстрировала наибольший рост среди всех вендоров первой пятерки, и благодаря высокому спросу на ее продукцию в родном Китае, и благодаря постоянному выпуску на рынок новых моделей. Сразу вслед за Xiaomi в четвертом квартале расположились LG и ZTE.

Топ-5 вендоров на рынке смартфонов в период Q4 2014 (отгрузки в млн штук)

Вендор

4Q14

Доля рынка в 4Q14

4Q13

Доля рынка в 4Q13

Годовая динамика

1. Samsung

75.1

20.01%

84.4

28.83%

-11.0%

2. Apple

74.5

19.85%

51.0

17.43%

46.0%

3. *Lenovo

24.7

6.59%

13.9

4.75%

77.9%

4. Huawei

23.5

6.25%

16.6

5.66%

41.7%

5. Xiaomi

16.6

4.42%

5.9

2.03%

178.6%

Прочие

160.9

42.9%

120.9

41.31%

33.1%

Всего

375.2

100.0%

292.7

100.0%

28.2%

*Lenovo + Motorola

24.7

6.6%

19.5

6.7%

26.4%

Источник: IDC, январь 2015 г.

Топ-5 вендоров на рынке смартфонов в 2014 г. (отгрузки в млн штук)

Вендор

2014

Доля рынка в 2014 г.

2013

Доля рынка в 2013 г.

Годовая динамика

Samsung

318.2

24.5%

316.4

31.0%

0.6%

Apple

192.7

14.8%

153.4

15.1%

25.5%

Huawei

73.6

5.7%

49.0

4.8%

50.4%

*Lenovo

70.0

5.4%

45.5

4.5%

54.1%

LG

59.2

4.6%

47.8

4.7%

24.0%

Прочие

587.3

45.1%

407.4

40.0%

44.2%

Всего

1,301.1

100.0%

1,019.4

100.0%

27.6%

*Lenovo + Motorola

96.5

7.4%

58.4

5.7%

65.4%

Источник: IDC, январь 2015 г.