Компания J’son & Partners Consulting представила итоги исследования российского рынка фиксированного широкополосного доступа (ШПД) среди частных пользователей.
Российский рынок по числу фиксированных пользователей ШПД занимает 1-е место в Европе и 4-е место в мире. Больше фиксированных ШПД-пользователей только в Китае, США и Японии. По проникновению Россия занимает 8-е место среди 10 крупнейших мировых рынков фиксированного ШПД, опережая Китай и Бразилию.
По предварительным оценкам J&P, за 2015 г. число пользователей фиксированного ШПД в России выросло на 2 %, до 30,3 млн пользователей. При этом темпы роста рынка продолжают снижаться. Если в 2013 г. они составляли 8,6%, в 2014 г. – 5%, то в 2015 г. и в ближайшей перспективе они не будут превышать 1–2%. Это говорит о том, что рынок фиксированного широкополосного доступа в Интернет в России находится в стадии насыщения.
Общая абонентская база топ-5 игроков выросла на 490 тыс. абонентов, рост составил 2,5 %. В 2015 году уверенный рост показали компании «Ростелеком» и «МТС» – 284 и 147 тыс. абонентов соответственно.
Лидерами рейтинга по-прежнему остаются компании «Ростелеком» и «Эр-Телеком». В 2015 году в рейтинге операторов ШПД произошли изменения. Компания «МТС» вышла на третье место по числу абонентов ШПД, сместив компанию «Вымпелком» на четвертую позицию.
Аналитики J&P отмечают следующие тенденции на российском рынке фиксированного широкополосного доступа в Интернет среди частных пользователей
Рост скоростных тарифных планов (100 Мбит/с и более). За последние 2 года доля пользователей, которые выбрали тарифные планы со скоростью 100 Мбит/с и более, выросла в два раза. Тарифы со скоростью 1 Мбит/с и ниже практически ушли в прошлое, на их долю приходится не более 3 % подключений.
Рост подключений по оптическим технологиям, в том числе PON. Рост видеосервисов в сети Интернет требует все большей полосы для комфортного пользования услугой ШПД. В связи с этим наблюдается активное распространение оптических технологий при строительстве сетей передачи данных (до квартиры FTTH, здания FTTB и т. д.). В 2015 году рост абонентов FTTH/B составил 12 %. Технология ADSL продолжает терять позиции. Так, во 2-м квартале 2015 года знаковым событием стало преобладание «оптических» пользователей над «медными» у компании «Ростелеком», что наглядно показывает устаревание ADSL и постепенный уход данной технологии с российского рынка ШПД.