Согласно последним данным компании IDC, во втором квартале 2016 г. (2Q16) впервые зафиксировано сокращение мирового рынка умных часов. В годовом исчислении поставки в этот период упали на 32% и составили 3.5 млн штук, тогда как год назад в аналогичном квартале было отгружено 5.1 млн. Бесспорное лидерство сохраняет за собой компания Apple, которая поставила 1.6 млн часов, хотя относительно прошлого года этот показатель, в отличие от других вендоров первой пятерки, существенно снизился (см. таблицу). В результате сокращения продаж у Apple значительно упал и рынок в целом.
Аналитики объясняют такое снижение поставок у лидера рынка тем, что потребители ожидают появления новой версии модели Apple Watch и обновления в WatchOS, которые произойдут позднее в текущем году. Подобные ожидания потребителей (улучшение дизайна и функциональности) касаются и прочих вендоров, так что в IDC прогнозируют улучшение общей рыночной ситуации лишь в следующем году, полагая, что в оставшиеся месяцы текущего года положение на рынке вряд ли изменится.
Вероятно, одна из самых важных причин падения данного рынка — отсутствие на нем брендов из числа производителей традиционных часов. Пока их на рынке умных часов лишь единицы, и они отнюдь не входят в первую пятерку. Сейчас положение понемногу меняется, и такие ведущие часовые производители, как Casio и Fossil Tag Heuer, выпустили на рынок свои первые умные модели. Узнаваемость этих брендов и их развитые каналы сбыта, а также расширение числа приложений могут послужить росту рынка в целом.
В IDC прогнозируют, что рынок вернется к росту в 2017 г., когда это произойдет точнее, в основном будет зависеть от активности новых разработок вендоров.
На второй позиции после Apple остается компания Samsung, увеличившая за год поставки более чем на 50%. Успехи корейского производителя аналитики связывают с дистрибуцией своей продукции через американские телеком-компании. Особенной популярностью пользовалась линейка Gear S2, которой Samsung сумела отделить работу часов от функционирования смартфона. Использование телеком-канала продаж вероятно останется основной стратегией компании Samsung и в дальнейшем.
У Lenovo основным двигателем продаж является модель с круглым дисплеем бренда Motorola, которая пользуется спросом у потребителей, заинтересованных в часах на базе Android Wear. При этом недавняя модель Moto 360 Sport для фитнес-рынка была оценена неоднозначно, поскольку в ней отсутствуют некоторые функции, имеющиеся в некоторых фитнес-моделях от Fitbit, Garmin и других вендоров.
Компания LG Electronics, подобно Samsung, успешно продается через канал американских телеком-компаний, для которых эта продукция обеспечивает новый денежный поток. Позднее в этом году компания планирует предложить модели часов на базе Android Wear 2.0 с поддержкой LTE, что может активизировать спрос потребителей.
Замыкает первую пятерку компания Garmin, которой за год удалось практически удвоить свою долю рынка умных часов благодаря выпуску новых моделей, в частности Fenix 3, однако у этого производителя все еще остается узкая ниша потребителей.
Поставки топ-5 вендоров на мировом рынке умных часов в 2Q 2016 (в млн штук)
Вендор |
Поставки в 2Q16 |
Доля рынка в 2Q16
|
Поставки в 2Q15 |
Доля рынка в 2Q15 |
Годовая динамика |
1. Apple |
1.6 |
47% |
3.6 |
72% |
-55% |
2. Samsung |
0.6 |
16% |
0.4 |
7% |
51% |
3. Lenovo |
0.3 |
9% |
0.2 |
3% |
75% |
4. LG Electronics |
0.3 |
8% |
0.2 |
4% |
26% |
5. Garmin |
0.1 |
4% |
0.1 |
2% |
25% |
Прочие |
0.6 |
16% |
0.6 |
11% |
-1% |
Всего |
3.5 |
100% |
5.1 |
100% |
-32% |
Источник: IDC, июль 2016 г.
Примечания:
- В исследовании учтены только умные часы, в которых можно использовать приложения третьих фирм, такие как Apple Watch, Moto 360, Gear S2. Устройства типа Fitbit Blaze не включены, поскольку они не поддерживают приложения третьих фирм.
- Все прочие носимые устройства (очки, одежда, браслеты и пр.) в отчете не учитываются.