Президент России 10 мая подписал указ об утверждении «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.». Предыдущая Стратегия развития информационного общества действовала с 2008 по 2015 гг.
Документ направлен на формирование «национальной цифровой экономики» и «обеспечение национальных интересов», а основными принципами стратегии являются «обеспечение прав граждан на доступ к информации», «обеспечение свободы выбора» при получении данных, а также «сохранение традиционных и привычных (в отличие от цифровых) для россиян форм получения товаров и услуг».
В документе говорится также о необходимости обеспечения использования российских средств шифрования при электронном взаимодействии федеральных органов власти, замены импортного оборудования, программного обеспечения и электронной компонентной базы отечественными аналогами, а также об обеспечении комплексной защиты информационной инфраструктуры РФ, в частности с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий атак на информационные ресурсы.
Кроме того, сотрудничество российских организаций с зарубежными компаниями в сфере цифровой экономики возможно при ряде условий. В частности, при взаимодействии российских и иностранных организаций все данные должны храниться в базах данных и обрабатываться на серверах, размещенных на территории России, а платежи осуществляться через российские платежные системы. Оказание финансовых услуг иностранными предприятиями на территории России не допускается.
Согласно Стратегии, основными направлениями разработки отечественных ИКТ-технологий должны стать конвергенция сетей связи и сотовые сети пятого поколения (5G), обработка больших объемов данных, искусственный интеллект, доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, облачные и туманные вычисления, интернет вещей и промышленный интернет, робототехника и биотехнологии, радиотехника и электронная компонентная база, информационная безопасность.
В телекоммуникационной сфере должна быть создана система централизованного мониторинга и управлению единой сетью электросвязи. Услуги связи должны предоставляться в сельской местности и труднодоступных районах. Необходимо обеспечить использование телекоммуникационного оборудования и ПО, исключающих несанкционированное управление и не содержащее элементов, чьи ремонт и замена не могут производиться на территории России в ходе всего срока гарантированного обслуживания.
Помимо этого в стратегии говорится о необходимости совершенствовать механизмы регулирования СМИ и «средств обеспечения доступа к информации, похожих на СМИ» для формирования информационного пространства, учитывающего потребности граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений. К похожим на СМИ сервисам документ относит интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети, мессенджеры, а также любые «сайты в сети Интернет».
Еще одно положение стратегии касается анонимности в Интернете. Как говорится в документе, в Рунете следует выработать некую систему доверия, которая «...гарантирует конфиденциальность и личную безопасность пользователей, конфиденциальность их информации и исключает анонимность, безответственность пользователей, безнаказанность нарушителей в сети Интернет».
Наконец, в документе говорится о необходимости обеспечить формирование национальной электронной библиотеки и иных государственных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов РФ. Кроме того, необходимо «создать условия для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов».
Вместе с подписанием указа об утверждении стратегии Путин также поручил правительству к 1 октябрю утвердить перечень показателей и план реализации данной стратегии, и в течение шести месяцев внести соответствующие изменения в «документы стратегического планирования» федеральных органов исполнительной власти.