Сбер совместно с АБК (входит в экосистему Сбера) разработал новое решение, предупреждающее пользователей о телефонном мошенничестве в реальном времени. Сервис, представленный в рамках недавно прошедшего форума «Лидеры цифрового развития», получил название «Аура». В его основе лежат технологии искусственного интеллекта, в том числе современная языковая нейросетевая модель глубокого обучения, которая исследовала тысячи разговоров настоящих мошенников.
Звонки клиентов, подключивших услугу, будет анализировать искусственный интеллект: как только он распознает злоумышленников, абонент услышит звуковое сообщение: «Внимание! Вероятно, данный звонок является мошенническим».
Обучение технологии проходило на основе базы данных кибербезопасности Сбера, и продолжается на новом материале.
Статистика первого полугодия 2021 показала, что больше 70% звонков с незнакомых номеров поступает от мошенников. Каждый месяц они выводят со счетов доверившихся им граждан от 3,5 до 5 млрд руб. Угрозой при этом является не только настойчивость злоумышленников — мошенники используют методы социальной инженерии и регулярно изобретают новые схемы давления. Для противодействия им не подойдёт статичное решение, поэтому разработчики сделали ʺАуруʺ гибкой, способной дообучаться на новом материале.
В рамках пилотного проекта «Аура» показала 80%-ю точность детектирования мошеннических действий и менее 1% ложноположительных срабатываний модели.
«Аура» уже доступна абонентам СберМобайл (входит в экосистему Сбера).