Данный материал является продолженеием обзора российского рынка неттопов, опубликованного в предыдущем номере «Бестселлеров»*. В тот раз мы рассмотрели недолгую историю этого подсегмента с чисто технологической точки зрения. Напомним основные тезисы. Неттопы — класс настольных ПК, базирующийся на специфической экономичной компонентной базе, главным образом — на платформе Intel Atom, настольном варианте низковольтных чипов, которыми оснащаются нетбуки. Хотя возможны варианты и на обвязке от других производителей, Atom в данном секторе превалирует по большому счету безраздельно, и речь ниже в основном о нем. Первый появившийся вариант комплектации предлагал связку из упомянутого процессора и интегрированного набора микросхем i945GC. При этом решения получались уж слишком низкопроизводительными — то, что в мобильном исполнении еще было простительно, в настольном, скажем мягко, вызывало вопросы. Затем обвязка получила развитие в виде двухчипового варианта процессора Atom 330 и интегрированных чипсетов более серьезной графической производительности, основным из которых является платформа nVidia ION. Это несколько подправило ситуацию с исполнением базового функционала, более того, позволило говорить о неттопах на ION уже как о медиацентрах и даже как о компьютерах, «тянущих» игры.
Есть в этой теме и другой немаловажный аспект — форм-фактор. Решения на упомянутой обвязке поставляются в компактном сепаратном исполнении (обычно формата ITX) или в составе моноблоков с монитором. Снижение потребляемой мощности микросхем, приводящее, в частности, к упрощению системы охлаждения, это позволяет. Конечно, решения в подобных исполнениях предлагаются и с привычной полнофункциональной начинкой, настольной или мобильной. Есть как домашние компакты и all-in-one, так и варианты корпоративных настольных ПК в форм-факторе USFF (Ultra Small Form Factor). Такие компьютеры не со вчера поставляются компаниями Acer, Apple, Dell, Fujitsu, HP, Sony, среди крупных отечественных вендоров можно вспомнить Kraftway, да и азиатские поставщики barebone-систем периодически предлагают сборщикам нечто подобное. Но все эти столь разные решения объединяет одно — компактность и эргономика. Понятно, это стоит денег, соответственно, и круг потребителей оказывался здесь узок, элитарен.
Платформа же неттопа в силу низкой стимости способна вывести «эргономичную» тему на значительно более массовый рынок. Тут автоматически в памяти всплывает история с мини-ноутбуками — этот класс устройств в среднем всегда был в ценовом отношении элитным и в лучшие времена занимал 3-5% отгрузок мобильных ПК. До тех пор, пока на рынок не хлынули нетбуки. Сектор сразу стал выглядеть много весомее в натуральном исчислении. Но вернее будет сказать, что возник новый сектор.
Вообще сегмент нетбуков, как оформившийся раньше, безусловно, является примером для сравнения и опорой для прогнозирования ситуации в секторе неттопов. Однако есть тут и существенные различия, связанные с принципиальной разницей в значимости отдельных факторов выбора для стационарных и для мобильных устройств. И те преференции платформы, которые в мобильном формате становятся опорой для роста, в настольном исполнении для тех же потребителей мало что дают. Посмотрим же, что предлагает нам рынок неттопов на текущий момент.
Анализ товарного предложения
В табл. 1. приведены устройства, выполненные в автономном формате, — неттопы, а в табл. 2. —моноблоки на той же базе. В таблицах мы обозначили используемые в блоке модели процессоров, чипсет, видеоадаптер (чаще всего, но не везде, это встроенный в чипсет). Еще добавили колонку, в которой указана приоритетная направленность модели, — больше на корпоративный или на домашний рынок. Сделано это, исходя либо из маркетинговых материалов самого вендора, либо просто из названия базовой серии, торговой марки, к которой относится модель, так как позиционирование самих серий в большинстве случаев общеизвестно.
Таблица 1. Неттопы.
Таблица 2. Моноблоки.
Также мы приводим среднюю цену предложения по базе ресурса Price.ru. Хочется отметить, что в некоторых случаях дисперсия цен на один и тот же артикул оказывалась крайне велика: нередко разбег доходил до +/-50% от среднего значения. Вообще подобная ситуация нормальна для нового сегмента, когда позиционирование моделей недопонято, а конкурентная среда находится только в стадии формирования.
В целом можно сказать, что рынок действительно откликнулся на предложение новых платформ, хотя некоторые вендоры пока относятся к нему с осторожностью. Из числа мировых компьютерных брендов бросается в глаза отсутствие в этом списке общемирового лидера — Hewlett-Packard. Другие же члены первой пятерки — Acer, Dell, Lenovo — уже озаботились данной проблематикой.
Среди отечественных фирм, номенклатуру которых мы промониторили, примерно 60% имеют в ассортименте неттопы под своим логотипом. Просматривая предложения в этом сегменте всего лишь двумя месяцами раньше, мы наблюдали значительно меньшее их количество. И тогда приведенным списком по части российской сборки все примерно и ограничивалось. В настоящий же момент следует признаться честно — наш список неттопов российского производства совсем не полон.
Рисунок. Долевое распределение предложений бюджетных десктопов по ценовым диапазонам.
На рисунке приведено долевое распределение количества предложений по ценовым диапазонам для трех видов младших настольных ПК: неттопов, интегрированных системных блоков на базе Celeron, Sempron, Pentium Dual Core и Athlon X2 и компьютеров медиа-класса — с дискретными видеокартами младшего уровня (до GeForce 9400/G210 или Radeon HD 45xx) с тем же набором CPU. Видно, что экстремум неттопного предложения лежит в диапазоне
Но все равно очевидно — средний ценник на неттопы явственно ниже привычных системных блоков младших классов. Такое положение, кстати, относительно ново. В начале относительно массового предложения неттопов основа модельного предложения была более дорогой. С расширением числа производителей, усилением конкуренции средний ценовой уровень сместился к более низким значениям.
Итак, у нас образовалось несколько срезов, в которых неттопы теоретически могут иметь конкурентные преимущества — это соотношение цена/производительность на нетребовательных задачах, эргономика (вернее, опять же, соотношение цена/эргономика), низкий уровень потребления энергии. Каковы же в нынешней ситуации перспективы «атомных» решений применительно к различным целевым рынкам?
Сферы возможного применения
В домашнем секторе ситуация сложная. Дело в том, что нижний сектор домашних ПК характеризуется отрицательной динамикой. Десктопы в целом еще до экономического кризиса подошли к нулевой отметке темпов роста, и главным тормозом здесь стал как раз целевой для неттопов сегмент — бюджетные домашние компьютеры. Они оказались под жесточайшим прессингом ноутбуков. Таким образом, неттопы как товар-заменитель выходят здесь на изначально сужающийся рынок. Способны ли они его оживить? Да с чего бы? Дело ведь даже не в преимуществах и недостатках самих по себе неттопов, а в снижении потребности в малопроизводительном настольном ПК как таковом. Ведь потребитель чаще всего выбирает мобильное устройство в том числе, а нередко и в первую голову, собственно из-за его мобильности. Настольный же вариант для базовых задач оказывается не очень нужен, так как даже бюджетный ноутбук их вполне способен исполнять. Высокая же производительность под потребности генерации серьезного медийного контента, а тем более перфоманс игрового уровня, в мобильном варианте пока слишком дорог, а по ряду направлений возможностей ноутбука и просто недостаточно, но неттопы-то в этих случаях тем более ни при чем. Другие атрибуты, присущие неттопам, много очков здесь также не добавляют.
Тезис экономии рабочего пространства на столе. Нельзя сказать, что он надуман, есть такое потребительское требование.
Однако все вышесказанное имеет отношение к применимости неттопа как основного компьютера в домовладении. Единственного компьютера. Возможно, это не совсем верный подход к проблеме. Вспомним опять же о нетбуках. Они на самом деле не были вынуждены напрямую конкурировать с полноразмерными собратьями, они просто создали новый рынок. В менеджменте это называют «испечь свой пирог». Нетбук же, в западных странах — на 90%, в России примерно на 70%, — это дополнительный выездной компьютер. Второй. Как преломить этот вопрос в свете настольного направления? Очевидно, это второй компьютер в домовладении. Например, используемый как медиацентр и общесемейная точка выхода в сеть. Вот тут, пожалуй, неттопы более интересны, естественно, в их расширенном варианте.
Еще есть возможность использования неттопа как отдельного компьютера ребенка, например. Преимущество неттопов здесь может заключаться как раз в ограничении функционала, ибо родители зачастую рады снизить игровую активность чада, если не вовсе ее предотвратить.
Итак, возможности для создания отдельного сегмента, увеличивающего общее число устройств в домовладениях, для неттопов есть. Да, число конкурентов-субститутов здесь велико как среди настольных, так и среди мобильных устройств. Но есть и ценовые и эргономические основы для развития.
Теперь обратим внимание на деловой сектор. Ведь именно он и является главной опорой интегрированных настольных ПК. И здесь в плане компьютера общего применения неттопы выглядят уже поинтереснее, чем на домашнем столе. И ценовой уровень, и сниженное энергопотребление, и экономия рабочего пространства добавляют неттопам очков, если речь идет о большом парке клиентских рабочих мест.
Говоря о потенциалах «атомизации» бизнеса, неттопы часто сравнивают с «тонкими» клиентами. В целом концепцию действительно можно счесть похожей, по крайней мере внешне.
В настоящий момент и неттопы, и даже моноблоки бизнес-ориентации уже достаточно широко представлены на рынке. Хотя начиналось все как раз с домашних неттопов — во втором квартале, например, деловых линеек в этой среде еще было гораздо меньше, чем сейчас, когда уже появляются даже предложения серверов на базе Atom. Серверы для обеспечения вычислительно несложных, но требующих бесперебойной работы задач, скажем, сервер печати. Опять же возможны реализации небольших файл-серверов и NAS на этой обвязке — на розничном рынке, как видим, последние уже есть; так вот, появление их в офисной среде естественно и того более.
Резюме
Итак, если говорить о массовых рынках, неттопы имеют фактически два основных направления для развития — это обеспечение массовых рабочих мест в организациях и медиацентры в потребительской сфере.
Предложение развивается вполне сообразно. Так, универсальные компьютеры на базе Atom с чипсетом iG945 начали сокращать свою долю, ряд компаний розничной направленности уже успел убрать подобные продукты из ассортимента. Спектр же бюджетных корпоративных ПК на Atom расширяется. Своим чередом растет и число моделей медийной направленности.
Говоря о глобальных, возможно, весьма удаленных по времени перспективах платформы, лежащей в основе неттопов, самого принципа относительно низкопроизводительного компьютера как массового продукта, нельзя не вспомнить о концепции SaaS («облачных» вычислений), где роль процессора клиентского устройства сводится в общем-то к поддержке чисто интерфейсных функций. Как-то, обсуждая на страницах «Бестселлеров» нетбучную тематику, мы описали процесс в терминах теории «подрывных инноваций» Кристенсена**. Суть ее состоит в том, что рано или поздно на развитом рынке появляются удешевляющие, но ограничивающие по исполнению базового функционала технологии, которые не сразу, но постепенно смещают с пьедестала прежние дорогостоящие продукты, предлагающие потребителю слишком обширные и уже не столь нужные качества. Далее распространение «подрывных» технологий меняет сам принцип функционирования индустрии и парадигму использования связанных товаров и услуг.
С другой стороны, компания Intel никогда не скрывала, что Atom — многоцелевой чип, в частности ориентированный на встроенные решения. Например, возможно, что по направлению того же медиа развитие получат TV/AV-устройства со встроенными функциями, в данный момент обеспечиваемыми ПК, т. н. Network Appliances. Что станет очередным субститутом для урезанных компьютеров общего применения. Короче говоря, совершенно не факт, что упомянутой «подрывной» силой станут продукты, подобные сегодняшним неттопам. Что, конечно, не меняет общей направленности самих инновационных изменений.
Выше мы говорили в основном о потребностях спроса и адекватности предложения. Но что касается компьютерного мира, все происходившее на нем подсказывает, что позиция предложения на самом деле и является определяющей. Этот рынок — скорее рынок продавца. Для страны-импортера по крайней мере. Так вот, как бы там ни было, если Intel решила, что Atom — это хорошо, Atom — это правильно, то, как показывает история, рано или поздно все к тому и приходит.
Потребности пользователей, кстати, также регулируются. Если что не так — потребность можно и навязать. Было бы желание.
* См. статью «Неттопы: победа гарантирована?», «Бестселлеры IT-рынка», №3 2009.
** См. статью «Нетбуки в российской действительности», «Бестселлеры IT-рынка», №1 2009.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.