Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в I полугодии 2011 г.
Компьютеры
Общий объем рынка компьютеров (настольные и мобильные ПК блокнотного формата) в первом полугодии составил 4670 тыс. шт. На ноутбуки и нетбуки пришлось 57,4% отгрузок в натуральном выражении. Среди мобильных ПК нетбуки занимали 17,9%, что явно ниже показателей предыдущего года. В этом сегменте уже начало ощущаться давление со стороны планшетов.
По сравнению с первым полугодием 2010 г. компьютерный рынок вырос на 24%. Большая часть прироста обеспечена мобильным сегментом — он увеличился на 42%, однако и настольный сектор пока демонстрирует небольшую положительную динамику — 6%.
Среди десктопов 4,4% оказались компьютерами формата «все-в-одном» (AIO). Использование компьютеров данного форм-фактора начинает расширяться не только на домашнем рынке, но и в бизнес-применениях.
Лидирующую группу компаний на рынке десктопов по итогам полугодия составили* Acer, Depo, DNS, Hewlett-Packard и K-Systems. Дальневосточный ритейлер впервые вошел в рейтинг ведущих поставщиков компьютеров, заместив в перечне Top-5 такого ветерана, как Kraftway.
В сегменте мобильных ПК в первую пятерку вошли* Acer, Asustek, Hewlett-Packard, Lenovo и Samsung.
Планшеты
Новый сегмент планшетных ПК, еще год назад фактически не существовавший, в первом полугодии 2011 г. громко заявил о себе. Всего в Россию вендорами было отгружено чуть более 280 тыс. устройств. Еще немногим более 100 тыс. планшетов было завезено в неофициальном порядке, в первую очередь это продукция Apple.
На протяжении полугодия рынок быстро менялся и концу второго квартала наблюдался почти двукратный рост количества игроков, выход запоздавших «грандов» и закономерное падение доли рынка Apple до уровня менее 30%. Помимо Apple наиболее значимые позиции по планшетам были* у Acer, Samsung иViewSonic.
Устройства визуализации
Мониторы. Рынок мониторов находится в тяжелом состоянии, поскольку смежный рынок десктопов испытывает сильнейшее давление ноутбуков. Подавляющее число мониторов идет «на замену», но и значительная установленная база не способна удержать рынок «на плаву», поскольку все большее число офисных рабочих мест становится «мобильными». Всего за первое полугодие 2011 г. было продано 2,28 млн аппаратов, что лишь на 3% лучше прошлогодних показателей. При этом за счет продолжающегося падения цен динамика мониторного рынка в денежном исчислении даже стала отрицательной.
Существенных структурных сдвигов на рынке мониторов в данный период не было. Продолжилось экстенсивное увеличение средней диагонали устройств. LED-мониторы продаются во все больших количествах, но каких-то серьезных потрясений за этим не стоит.
Компания Samsung остается неизменным лидером рынка уже
Мультимедийные проекторы. Первое полугодие на рынке проекторов оказалось достаточно неплохим. Было продано 57,5 тыс. проекторов, что составило 62,05 млн долл. в денежном выражении. Рынок показал рост на 25% по сравнению с первым полугодием 2010 г. В результате произошло знаменательное событие: превышение на 3,5% докризисных объемов (в отличие от многих других сегментов ИТ-рынка).
Наиболее сильной тенденцией рынка оказался рост количества дешевых проекторов (до 500 долл.), их продажи составляют от 1/5 до 1/4 рынка проекторов в натуральном исчислении.
Лидером рынка стала компания BenQ. В тройке лидирующих вендоров* также Acer и Epson, и в сумме три вендора обеспечивают чуть более 60% продаж. Индекс концентрации рынка продолжает медленно увеличиваться — сейчас он составляет 0,151 против 0,144 годом ранее, что показывает снижение конкуренции. Рынок продолжает «вызревать», конкуренция слабеет, лидеры укрепляют позиции.
Информационные панели. На рынке информационных панелей первое полугодие прошло под знаменем взрывного наращивания продаж, причем темпы роста нарастали от квартала к кварталу. Если в годовом исчислении I квартал вырос на 62%, то II был лучше уже на рекордные 150%! Всего за полугодие было продано 10 тыс. устройств, что лучше первого полугодия 2010 г. на 144%. В деньгах рынок составил уже очень значительные 33,7 млн долл. при росте почти на 100%. При сохранении подобной динамики можно было бы надеяться на приближение к отметке 25 тыс. панелей за год.
Столь выдающиеся темпы роста, скорее всего, связаны с началом массового спроса на инфопанели, а также с набирающей силу фазой замены ранее установленного оборудования. Традиционно сильно выступает компания Samsung, достаточно резко подтянулась и LG. Также успешны NEC и Panasonic. Остальные вендоры пока не показывают выхода на массовые количества.
Устройства hardcopy
Принтеры и настольные МФУ. В целом за первое полугодие 2011 г. объем рынка принтеров и настольных МФУ составил чуть более 1.8 млн шт. и 364 млн долл., и все еще значительно отстает от предкризисного уровня. По сравнению с аналогичным периодом 2010 г. продажи выросли на 15,5% в натуральном и на 7,1% — в денежном выражении, причем если в первом квартале рост рынка происходил в основном за счет многофункциональных устройств, то во втором принтеры взяли реванш. Дефицит последних, ощущавшийся в конце прошлого и начале нынешнего года, был ликвидирован, и в результате за полугодие динамика МФУ и принтеров оказалась почти одинаковой.
В лазерном сегменте, как и в предыдущий период, спрос продолжал смещаться в пользу более производительных принтеров и МФУ. За рассматриваемый период принтеров производительностью свыше 30 стр./мин было продано на 45% больше, чем годом раньше, а настольных МФУ со скоростью печати/копирования свыше 20 стр./мин — на 67%. На треть возросли также продажи цветных лазерных принтеров и почти в полтора раза — цветных лазерных МФУ.
В структуре продаж струйных устройств доля МФУ за год несколько возросла, составив около 72% (в штуках).
Лидировали на рынке принтеров и настольных МФУ компании* Canon, Hewlett-Packard и Samsung, на их долю пришлось свыше 3/4 всех проданных устройств.
Сканеры. Объем продаж планшетных сканеров в первом полугодии в натуральном выражении оказался точно таким же, что год назад — 106 тыс. шт., а в денежном выражении он увеличился на 12%, почти до 15 млн долл. (в основном из-за смещения спроса в пользу более дорогих планшетников). В то время как количество low-end-сканеров, теснимых настольными МФУ, продолжало сокращаться, продажи моделей ценой выше 200 долл. возросли за год больше чем вдвое. Как и год назад, на долю трех ведущих производителей* — Canon, Epson и Hewlett-Packard — пришлось свыше 90% всех проданных устройств.
В сегменте документ-сканеров сохранилась высокие темпы роста. Всего за первое полугодие было продано 16,5 тыс. устройств — на 56% больше, чем в тот же период 2010 г., причем весь прирост пришелся на документ-сканеры производительностью до 60 стр./мин. В деньгах объем продаж составил 19 млн долл. Тройку лидеров рынка в первом полугодии составили компании* Fujitsu, Hewlett-Packard и Xerox.
Расходные материалы. Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 8,67 млн шт. в натуральном выражении и 458,2 млн долл. — в денежном. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года рынок в денежном выражении увеличился на 13%, а в натуральном исчислении уменьшился на 7%.
Совместимых картриджей для струйных принтеров за первую половину 2011 г. было продано 1,2 млн шт. на сумму 5,5 млн долл. Данный сегмент рынка показал падение в штуках на 14%, в деньгах — на 20%.
Фотобумага для струйной печати. Рынок фотобумаги не преподнес неожиданностей. Общий объем продаж листовой фотобумаги за полугодие составил 1,55 млн пачек, причем между двумя кварталами продажи распределились равномерно. В денежном выражении рынок составляет около 10,8 млн долл. Традиционно наиболее популярна бумага «бытовых» форматов — 10×15 и A4, на которые пришлось почти 90% рынка в денежном исчислении. Глянцевая бумага в целом пользуется большим спросом и оценивается производителями дороже.
Top-5 вендоров* фотобумаги по показателю денежных объемов — Epson, HP, IST, Lomond, Profiline —контролируют примерно 84% данного рынка.
ИБП
Зрелый рынок ИБП традиционно показывает достаточную стабильность. Всего за первое полугодие 2011 г. было продано 886 тыс. устройств на сумму 190 млн долл. В годовом исчислении рынок вырос на 11,7% в штуках и на 24% в деньгах, что говорит об увеличении средневзвешенной стоимости устройств. Это, в свою очередь, означает продолжение сдвига рынка ИБП в сторону инфраструктурных решений. Это сильный тренд последнего времени, и он скорее всего продолжится. Продажи массовых ИБП после завершения коррекции вверх должны стабилизироваться на уровнях чуть выше текущих.
Лидером рынка осталась компания APC by Schneider Electric, контролирующая около 44% продаж в денежном выражении. В первую пятерку также входят* Eaton, Emerson Liebert, Ippon и Powercom, и на долю этих пяти компаний в сумме пришлось 76% рынка в деньгах. Интересно отметить, что полугодием ранее на данную лидирующую группу приходилось на 11% больше, и указанное серьезное падение означает продолжение нарастания интенсивности конкуренции на рынке ИБП.
* Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.