№3, 2011.
Полные электронные версии статей этого номера доступны только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.
Компьютеры и комплектующие
Как изменится структура рынка компьютеров в 2012 году?
Результаты экспертного опроса
Рынок настольных компьютеров продолжает испытывать сильнейшее давление со стороны ноутбуков, на которые усиливается миграция не только домашних, но и корпоративных пользователей. В то же время отдельные сегменты мобильного рынка также начинают стагнировать, в частности наметилось падение продаж нетбуков. Экспансия планшетов может поколебать позиции классических ноутбуков и в то же время хотя бы частично реанимировать роль десктопов как основного элемента офисного компьютерного парка. Можно предполагать, что компьютерный рынок находится на пороге значительных структурных изменений. Какими они могут быть в ближайшее время? С этим вопросом мы обратились к признанным экспертам российского компьютерного рынка.
Анализ товарного предложения на рынке ноутбуков
Мы продолжаем анализ продуктового предложения мобильных компьютеров. В данном обзоре анализируются модельные ряды ноутбуков и нетбуков, поставлявшиеся на российский рынок ведущими производителями с мая по июль 2011 г. Этот период широк по общей товарной номенклатуре, так как включает и модельный ряд, унаследованный с зимне-весеннего периода (а в этом году даже машины, подвезенные еще к Рождеству), и основные модели для предстоящего сезона back-to-school.
Рынок планшетов становится массовым
Актуальное интервью с отраслевым экспертом
Планшетные ПК — самый молодой компьютерный сегмент. Его формирование находится в активной фазе; естественно, что с этой товарной рынком возникает масса вопросов как у производителей, так и у канала и потребителей. Причем круг вопросов здесь весьма разнообразен. Есть момент, связанный с базовой сегментацией этого рынка, который явно далек от полной унификации. Стартовавший как рынок одного продукта, сегмент быстро оброс альтернативными вариантами. Один из самых острых вопросов — с конкурентной ситуацией между вендорами, и даже шире — между группами вендоров.
Средства визуализации
Мультимедийные проекторы стоимостью до 500 долл.
Мультимедиа-проекторы — достаточно специфическое оборудование. Условно этот рынок можно поделить на два основных сегмента — специального оборудования (инсталляционные и узкоспециализированные проекторы) и массового оборудования (то, что в большинстве своем покупают в школы, в бизнес и пр.). Спрос на специальные проекторы носит довольно устойчивый и неэластичный характер, небольшие объемы продаж компенсируются большой нормой прибыли участников рынка и необходимостью недешевого профессионального обслуживания. В итоге этот рынок, продавая довольно скромные количества устройств, достаточно нормально себя чувствует. Для массовых проекторов характерно обратное: спрос на них эластичен и подвержен колебаниям в зависимости от цены. Маржа в этом сегменте «убита» уже давно, и общая прибыльность рынка находится в несколько худшем положении, чем у своих собратьев. С целью выхода на ценовые уровни, на которых спрос становится высокоэластичным, возможен путь планомерного снижения цен, и рынок проекторов пошел по этому пути.
Анализ продуктовой линейки информационных панелей Samsung
Рынок информационных панелей представляет собой еще очень молодую отрасль. Это пока совсем не массовый сегмент, и лишь совсем недавно продажи в России перевалили за 10 тыс. устройств за год. Продажи, вследствие узости рынка, достаточно неравномерны, но в текущем году темпы роста превышают сотни процентов, что делает этот сегмент чрезвычайно интересным для поставщиков, ну и, соответственно, для анализа. Особенность рынка инфопанелей состоит в том, что компании как крупные, так и средние и малые, до сих пор не обладают достаточным знанием технологий и их нюансов, а также возможностей, которые они предоставляют. Потребности заказчиков крайне разнородны, и хотя бывают и достаточно однотипные проекты, чаще всего в каждом решении есть определенные особенности, требующие от поставляемого оборудования максимального соответствия. В результате конкуренция на данном рынке носит очень сложный характер.
Устройства hardcopy
Анализ продуктового предложения на рынке документ-сканеров
Документ-сканеры продолжают оставаться одним из наиболее динамичных сегментов рынка hardcopy, рост продаж в котором как в прошлом, так и в текущем году исчисляется десятками процентов. Достаточно активно в нем идет и развитие продуктового предложения. За прошедший год с небольшим на рынке появилось более трех десятков новых моделей, а общее количество документ-сканеров, предлагаемых российским потребителям в середине текущего года, превысило 130. Новинки появились во всех скоростных категориях устройств, однако основная их часть, как и в предыдущий период, оказалась сосредоточенной в сегментах сканеров для рабочих групп и персонального использования. Основной причиной быстрого развития этого сегмента является массовое внедрение технологий электронного документооборота и перевод бумажных архивов в цифровой вид.
Анализ товарного предложения на рынке настольных лазерных МФУ
По окончании кризиса выпуск новых моделей настольных лазерных МФУ ускорился. В середине 2011 г. на российском рынке предлагалось около 150 моделей настольных МФУ, половина из которых появилась в продаже за последний год, причем высокий уровень обновления наблюдался и во всех скоростных категориях монохромных устройств, и в цветном сегменте. Наиболее очевидной тенденцией в изменении структуры товарного предложения на этом рынке является быстрое продвижение новых монохромных и цветных моделей вверх по шкале производительности и соответственное увеличение доли сетевых устройств, позиционируемых на рабочие группы.
Информационная безопасность
Android-устройства под угрозой
О безопасности мобильных систем
Мобильные системы становятся все распространеннее, и параллельно идет процесс нарастания кибератак на них. Мобильные платформы все чаще используются злоумышленниками по мере развития таких проектов, как Near-Field Communications, позволяющих пользователям хранить финансовые данные на своих мобильных устройствах и использовать их для осуществления платежей. С появлением четырехъядерных смартфонов также возникает риск того, что эти устройства могут быть присоединены к ботсетям. Особенно «беззащитной» оказалась ОС Android, о чем сообщают различные компании, специализирующиеся на безопасности. Так, представители антивирусной компании «Доктор Веб» заявляют, что с начала 2011 г. количество угроз для ОС Android увеличилось в восемь раз, и если в январе было обнаружено лишь 50 типов вирусов и троянских программ для Android, то в сентябре эта цифра достигла отметки в 490.
Какие опасности таит переход на облачную инфраструктуру?
Об обеспечение безопасности при внедрении новых информационных технологий
Повсеместное распространение средств виртуализации поставило крест на господствующей недавно идеологии строительства сетей «один сервер — одно приложение». Развивающиеся параллельно с виртуализацией архитектуры грид-вычислений, а также программного обеспечения и сервисов по запросу (SaaS) привели к созданию принципиально нового подхода к построению ИТ-инфраструктуры, получившего с легкой руки Эрика Шмидта название «облачные вычисления» (Cloud Computing). Значительные изменения вычислительной парадигмы заставляют по-новому взглянуть на всю систему предоставления информационных сервисов, обеспечение их безопасности и заново оценить допустимый риск, который может быть принят в обмен на новые возможности.
Инфраструктурные решения
Большому кораблю – большое плавание
Особенности тяжелых ИБП для средних и больших ЦОДов
Обслуживание нарастающей информационной лавины требует быстрейшего наращивания инфраструктуры, которая может быть или распределенной, или максимально концентрированной. И сейчас превалирует как раз второй подход: в мире идет развертывание масштабной сети т.н. центров обработки данных (ЦОДов или ДАТА-центров), которые берут на себя все необходимые функции по приему/передаче, вычислениям и хранению данных. Общее число ДАТА-центров растет и будет расти опережающими темпами, соответственно, данный рынок сейчас является одним из наиболее привлекательных среди ИТ-отраслей. Соответственно, связанные с ними продажи ИБП как основы систем электропитания растут существенно быстрее, чем на других целевых рынках, которые или испытывают давление общеэкономических факторов (промышленность, банки...), или связаны с «уходящим» оборудованием (десктопы).
Модельные ряды консолидируются
Анализ продуктового предложения на рынке индивидуальных ИБП
В штучном выражении анализируемый сегмент легких ИБП составляет более 99% всего российского рынка ИБП. В деньгах доля заметно скромнее, но также пока еще больше половины рынка. В обзоре по «индивидуальным» ИБП традиционно рассматриваются лишь те устройства, которые реально продаются на нашем рынке в заметных количествах. По этой причине отсутствуют модели компаний-«тяжеловесов», таких, как GE DE, Emerson Liebert и т. д., у которых помимо инфраструктурного оборудования есть также и интерактивные ИБП с аппроксимированной синусоидой на выходе, продающиеся «в остаточном режиме». В результате в обзоре рассматриваются модельные ряды 15 основных вендоров.
Флагманские дисковые массивы осваивают модульную архитектуру
Системы хранения класса high-end
В соответствии со своим названием системы хранения класса high-end должны обеспечивать максимальные показатели производительности, масштабируемости и доступности данных, а также поддержку серверов с разными операционными системами, что позволяет использовать их для обслуживания критических для бизнеса приложений и консолидации хранения в корпоративном дата-центре. Отличительными характеристиками систем high-end стали высокая масштабируемость дискового массива (некоторые модели текущих поколений поддерживают более 2 тыс. накопителей), максимальная производительность ввода/вывода за счет использования внутреннего сверхскоростного коммутатора или матрицы, использование нескольких десятков контроллеров и дублирование основных компонентов.
Сети и телекоммуникации
Навигаторы для отечественных водителей
Анализ продуктового предложения спутниковых навигаторов на российском рынке
Спутниковые навигаторы — это портативные устройства, которые помогают автомобилистам (да, впрочем, и пешеходам тоже) ориентироваться на местности, прокладывать маршруты, находить те или иные достопримечательности. Внешне типичный навигатор напоминает собой изрядно располневший смартфон — т. е. навигатор также оборудован большим сенсорным экраном на всю лицевую панель и выполнен в моноблочном форм-факторе, без каких-либо движущихся частей. У современного рынка автомобильных навигаторов есть одна любопытная особенность, отличающая его от рынков телефонов или планшетов. Если в этих двух областях есть свои глобальные мировые лидеры, которые, возможно, и не занимают первых мест по продажам в отдельно взятых регионах, но все же играют в них заметную роль, то со спутниковыми навигаторами все гораздо сложнее: в каждой стране на этом рынке свои «герои» и аутсайдеры.
Сотовая связь изменила облик страны
О
В сентябре нынешнего года исполнилось 20 лет с момента появления сотовой связи в России. За этот период она охватила значительную часть территории нашей страны и стала доступна большинству граждан РФ, она стала важным катализатором развития бизнеса и средством привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Сегодня за счет мобильных коммуникаций формируется около 5% ВВП Российской Федерации. В нашей стране развитие сотовой связи началось с опозданием примерно на 10 лет по сравнению с ведущими странами, тем не менее темпы роста данного направления техники были одними из самых высоких в мире. Сегодня официальное число пользователей сотовой связи в РФ превышает 240 млн.