Чем вызван интерес к данному направлению и почему он возникает именно сегодня? Главным образом тем, что игровые десктопы можно признать одним из последних оплотов настольных компьютеров, не подверженных, или пока не сильно подверженных, каннибализму со стороны мобильных собратьев. Этакий Rock Solid, используя старый рекламный слоган одного влиятельного в этом сегменте вендора компонентов. (Другой непотопляемый пока (?) десктопный сектор — массовые клиентские ПК для рабочих мест в организациях.) То есть на кону стоят перспективы рынка десктопов.
Есть мнение (даже в профессиональной среде), что... в России нет никаких «игровых ПК». Нижеприведенные слова — сборная цитата, но все же возьмем их в кавычки. «Никто в РФ не позиционирует и не продает системные блоки как компьютер для игр. Есть компании, которые продают ПК в том числе и расширенных конфигураций, т. е. нечто с припиской „мощный компьютер, высочайшая производительность, полноценная мультимедиа и современные игры без компромиссов“. И таких предложений действительно масса, т. е. чуть не у каждого первого сборщика. Но не видно акцентированного предложения компьютеров для геймеров. Нет рекламы. Нет продвижения в игровое коммьюнити. Нет попыток создать вертикальные геймерские бренды, торговые точки и т. п. У нас нет Alienware.»
Что можно сказать. В приведенном виде эта позиция, конечно, утрирована. Есть компании, имеющие целенаправленное геймерское предложение десктопов. Есть мероприятия, соревнования для профессиональных игроков. Есть реклама игр, даже на ТВ. Есть какая-то клубная инфраструктура. Наконец, стараниями представительства Dell у нас теперь будет и пресловутый Alienware. Да и бытует мнение, что уж кто-кто, а ядро того самого коммьюнити проживет и без мощных брендов. Как стиляги обходились без фирмы «Мелодия», тиражируя нужный звук «на костях», так и продвинутый геймер найдет свой Zotac, XFX и Thermaltake, собрав из них то, что требуется.
Но и сермяжная правда в приведенной позиции, безусловно, имеется. Упомянутые предложения реальных геймерских ПК на самом деле крайне ограниченны, а их продажи единичны. Это касается как мировых брендов, работающих в нашей стране, так и сонма местных сборщиков всех уровней. То есть как такового «рынка» игровых ПК действительно нет, есть лишь ограниченное число номинальных атрибутов, весьма далеких от массового спроса.
Взглянем на проблему со стороны потребительского рынка. Гейминг как вид активити сейчас не считается в отечестве занятием достойным будущего инженера, врача и юриста. Тем более не считается он таковым для уже состоявшихся представителей этих специальностей. В понимании родителей и соседей Counter Strike — удел маргиналов, а Lineage так и вовсе приравнен к наркотической зависимости. Однако практика показывает, что обывательский гнев в сторону «беспечных ездоков» не способен в исторической перспективе ограничить разрастание числа вовлеченных. И на месте узкой субкультурной прослойки рано или поздно вырастает массовый спрос и индустрия по его обеспечению.
Коммьюнити геймеров в «русскоязычном домене» есть, и в этом наверно мало кто сомневается. Важнее другое — на сколько оно реально массово? Свершился ли ее выход на уровень более широкого, обывательского круга, а соответственно, имеет ли место массовый спрос на те самые игровые ПК?
Узкий круг игровых энтузиастов, которым все ограничивалось в прошлом, с легкостью «читал» спецификации GPU, умел обращаться с джамперами на «матерях», разбирался в таймингах памяти и умел наносить термопасту. И конечно, такие люди остались и будут всегда. Когда доля таких людей в коммьюнити достигала десятых долей процентов — места для производителей готовых ПК здесь было мало, «самосбор» буквально царил в этой среде. Но, с существенным расширением круга пользователей, средняя компетенция игрового сообщества стала постепенно стремиться к уровню среднестатистического посетителя магазинов «Техносила». А число истинных гиков вряд ли превышает сейчас единицы процентов от общего числа игроманов. То есть место для поставок готовых решений для более широкого слоя потребителей очевидно есть. И рынок этот, видимо, имеет тенденцию к расширению.
Есть и возможности для продвижения в эту среду, работа с теми же opinion-лидерами (ядром истинных энтузиастов), мнение которых важно для новичков, и уж точно важнее любой информации из внешней среды. Спонсирование соревнований, фестивалей и т. п. — реальная возможность для брендов внедриться в эту среду.
То есть рынок, или хотя бы потенциал для него, есть. Но его оценка, выявление маркетинговых особенностей и пр. составляют очень большую проблему. Перед тем, как что-то оценивать по объемам, надо определиться с сущностями — решить, что же мы собственно считаем. На поверку оказывается, что с самим понятием «игровой» нет четкости, границы здесь чрезвычайно размыты. Большинство подходящих по характеристикам предложений прикрывается абстрактным термином «мультимедийный» или «высокопроизводительный».
С другой стороны, по целому ряду причин, десктопы в целом являются одним из наиболее трудно оцениваемых секторов ИТ-оборудования в РФ, а десктопы расширенных конфигураций — и подавно.
Разбег имеющихся оценок параметров спроса и предложения в исследуемом секторе, прямо скажем, существенен. И мы хотели бы обратиться к заинтересованным в вопросе читателям, с просьбой выразить свое экспертное мнение по следующим вопросам:
- Ваша оценка доли «самосбора» в общем объеме ПК в ценовом диапазоне от $1000 за системный блок.
- Оценка размеров коммьюнити геймеров. В столицах, в регионах. Имеются в виду игроки в «тяжелые» с графической точки зрения игры и MMORG-подписчики.
- Примеры бизнеса в целом, или наличия явно выделенных моделей ПК, имеющих четкую игровую направленность у иностранных, федеральных или региональных компаний.
Подробнее о конъюнктуре российского рынка игровых ПК см. «Бестселлеры IT-рынка», № 3, 2009, который готовится к печати.
* Под играми в данном случае, мы естественно имеем в виду сегмент 3D hard core и MMORPG, а не Casual-игры и не легкие Online браузерного типа.
Автор: Дмитрий Шульгин, старший эксперт аналитической компании ITResearch.