Сегмент настольных компьютеров-моноблоков — All-in-one (AIO) — последнее время стал обсуждаться все более широко. Некоторые видят в этих решениях будущее всего настольного сектора, другие, скептически полагают, что AIO так и останутся нишевым решением, на рынок особо не влияющим.
Вместе с тем товарное предложение AIO постоянно расширяется и, надо сказать, довольно осмысленно модифицируется по функционалу. Это можно отметить, если обратиться к истории развития направления.
Несколько лет назад на рынке в явную присутствовали пожалуй только два бренда — это Sony Vaio L Series и Apple iMac. И то и другое — дорогостоящие решения имиджевого плана, дизайнерские машины. И хотя надо признать, что их внутренняя начинка традиционно намекала на мультимедийную и даже игровую направленность устройства, ясно, что ключевой задачей таких моделей было и остается радовать глаз в гостиной или приемной.
Затем на рынке появляются решения того же плана от других именитых компаний: Hewlett-Packard TouсhSmart и Dell Studio One 19. По крайней мере в последнем случае уже видны намеки на то, что моноблочное решение может быть вполне доступно по цене, не столь уж сильно превосходя в стоимостном отношении комплект «системный блок соответствующей конфигурации плюс монитор»; а естественная наценка вполне обуславливается эргономическими и чисто визуальными преимуществами. Далее полнофункциональные мультимедийные моноблочные решения выпускаются Acer, Lenovo и Packard Bell. Даже отечественные компании, например, Kraftway приступают к выпуску AIO.
Существенное расширение ассортимента произошло вместе с выходом решений на базе Atom. Низкопроизводительный, но энергосберегающий, не требующий активного охлаждения и, главное, дешевый процессор позволил создавать в формате AIO с весьма демократичным ценником. Так, свет увидела линейка Asus Eee Top, за ней системы на нетбучной и неттопной обвязке от MSI, Lenovo, вышедшей на компьютерный рынок ViewSonic. Появляются и отечественные бюджетные варианты, скажем, у компании iRu. Позиции в номенклатуре ценной ниже 20 тыс руб. теоретически открывают теме AIO путь уже на массовые рабочие места, как дома так и в офисной среде.
Однако, очевидно, что в случае с моноблоками дело далеко не во внутренних компонентах — мощи процессоров и наличии дискретных видеокарт. Ключевой инициативой стало применение в таких системах технологий сенсорного управления. Поддержанная Microsoft в ОС Windows 7 технология Multi-touch стала в какой-то момент чуть не основной темой маркетинговых материалов у большинства новых игроков сегмента AIO.
В настоящий момент AIO, образно говоря, находятся на стадии поиска своей покупательской аудитории. Теоретически она широка, и сценарии возможного использования моноблоков делятся на корпоративные и домашние. Среди корпоративных следующие:
— Массовое офисное рабочее место. Недорогой компьютер для типовых задач. Основной акцент — стоимость. Остальные факторы — экономия места на столе, эргономика — когда речь идет о моноблоках удовлетворяются автоматически. Другие важные факторы — ремонтопригодность, возможность расширения и проч., соответственно, также автоматически удовлетворяются хуже, по сравнению с обычными системными блоками.
— Front Office. Устройство для переговорной комнаты, рецепции. Во многом сюда попадают и решения для удаленных рабочих мест, например, для представительства банка в торговом центре или страховой компании при автосалоне. В последнем случае фактор экономии места на столе оказывается чрезвычайно значимым и большинство AIO в той или иной степени сюда подходят. Такое устройство должно быть имиджевым, его же начинка и функционал, вряд ли являются ключевыми факторами. Вернее эти компьютеры по основным ТТХ как правило подчиняются тем же критериям что и массовое рабочее место, но в жертву дизайну уже может быть принесена стоимость. Однако этот дизайн должен быть скорее строгим.
— Компьютер руководителя. Понятное дело, главный атрибут здесь — престижность, брэнд, имиджевые составляющие. Здесь действует зеркальное отражение закона эластичности, проще говоря, — чем дороже, тем лучше. Но при этом — это все же устройство для работы — игровая графика, например, устанавливаемая в большинстве перечисленных моделей, здесь вовсе не нужна. Плюс, компьютер руководителя, с точки зрения ИТ-отдела, такая же часть корпоративной информационной системы как и рабочие места его подчиненных. Особый случай здесь с компьютерами Apple, так как использование этих продуктов в организациях затруднено из за трудоемкости адаптации в информационную среду фирменного ПО, как системного, так и прикладного.
— Образование. Массовые места для нужд образования в принципе подчиняются тем же базовым правилам, что и для массовых рабочих мест. Тут может быть даже поважнее низкая цена и пониже требования к функционалу. С другой стороны, в этом секторе фактор сенсорного экрана может оказаться более значим, чем в обычной офисной среде — например, эта технология хорошо применима при проведении тестирований с выбором ответов из предложенных вариантов или в каких-либо обучающих программах с игровой составляющей.
— Публичные терминалы. Эти компьютеры должны стать частью информационных киосков в широком понимании термина. Здесь, как уже указывалось, обычные компьютеры «входят в клинч» со специализированными решениями, имеющими антивандальную защиту, специально разработанное ПО, микроэлектронную начинку часто далеко не x86 и т. д. Сама тема их замены моноблочными компьютерами довольно сложна, мы здесь не будем ее обсуждать. Скажем лишь, что лидируют здесь фактически те же устройства, которые оказались идеальными для образования. Сенсорный экран, здесь значимый параметр, и это фактически единственный сектор, где данный фактор является определяющим. При этом оборудование должно быть не очень дорого; особых требований по производительности не налагается. Получаем то же, что и в образовательной среде: сенсорный моноблок с «атомной» начинкой.
Домашние применения:
— Life-style. Имеется ввиду потребительские компьютеры как часть домашнего интерьера. Тут сегмент AIO расцветает во всей своей красе — собственно это тот самый сектор, который можно назвать целевым для данной категории продуктов как таковой — с него вообще говоря здесь все и начиналось. Высокие оценки здесь у абсолютного большинства моделей. Но здесь важна роль и имиджа самого бренда.
— Медиа-центр. В этом качестве позиционируется большинство домашних AIO-продуктов на полнофункциональной обвязке или даже с расширенными конфигурациями на Atom, на платформа nViadin ION. Собственно, лидеров здесь выделить невозможно. Это еще один сектор основного приложения усилий производителей AIO.
— Игровой компьютер. Здесь главным фактором является наличие мощного дискретного GPU. Большинство решений естественно предназначены для начинающих геймеров, в лучшем случае по конфигурации доходят до игровых систем среднего уровня. Учитывая чувствительность покупателей в данном классе оборудования к фактору Upgrade, возможности «разгона» системы и прочее, сложно предположить, что моноблоки когда-либо станут решениями для продвинутых игроков. Применимость самой концепции в данном случае достаточно ограничена.
— Бюджетный домашний компьютер. Система для работы, веб-серфинга, образования в домовладении. Возможно, компьютер ребенка. Однако для подобных задач, понятно, применим любой компьютер. Дополнительные преференции, которые дают моноблоки, — малое место на столе, могут быть интересными для пользователей проживающих в стесненных условиях, студентов в общежитиях и проч.
Подробнее о месте моноблоков в структуре рынка ПК см. «Моноблоки — кому и зачем? Продуктовое предложение и перспективы использования моноблоков», «Бестселлеры IT-рынка, №2 2010».