Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследований российского и мирового рынка сетей третьего поколения (3G). В мире сети 3G продолжают активно развиваться, демонстрируя существенный рост абонентской базы. По оценке компании Wireless Intelligence, в 2009 г. в мире насчитывалось 624,2 млн абонентов 3G (технологии CDMA 1x EV-DO и WCDMA/HSPA), что на 48% больше по сравнению с 2008 г. Как ожидается, к концу 2014 г. этот показатель достигнет 2263,9 млн, т. е. за 5 лет абонентская база сетей 3G в мире увеличится более чем в 3,6 раза. При этом абонентская база в сетях WCDMA/HSPA будет расти быстрее по сравнению с CDMA 1x EV-DO, в результате чего доля WCDMA/HSPA в совокупной абонентской базе 3G увеличится с 76% в 2009 г. до 83% в 2010 г.
3G в России
По результатам исследования J’son & Partners Consulting, по состоянию на 18 июня 2010 г. всего 3G-сетью оператора «Скай Линк» было покрыто 351 больших, средних и малых городов России с населением более 10 тыс. человек, 3G-сетями «МегаФон» — 342 города, МТС — 126 городов и «ВымпелКом» — 75 городов. В категории населенных пунктов с населением от 10 до 100 тыс. лидировала компания «Скай Линк», от 101 до 500 тыс. — «МегаФон», от 501 тыс. до 1 млн — МТС, более 1 млн — МТС и «ВымпелКом» (см. рисунок).
Покрытие 3G-сетей городов РФ в разбивке по численности населения городов РФ
Источник: J’son & Partners Consulting, июнь 2010
Перспективы
На сегодняшний день рынок мобильной передачи данных в России является наиболее динамично развивающимся сегментом телекоммуникационного рынка с темпами роста 50-60% в год в денежном выражении при опережающем росте трафика данных. Основное используемое абонентское устройство — USB-модем; в 2009 г. в России было продано не менее 3,5 млн модемов, и в 2010 г. продажи продолжают расти высокими темпами.
Несмотря на поздний 3G-старт, операторы «большой тройки», развивающие сети в стандарте UMTS/HSPA, быстро отвоевывают долю рынка у операторов, работающих в стандарте CDMA 1x EV-DO. При этом обе категории 3G-игроков большие надежды связывают с сетями четвертого поколения (4G) в стандарте LTE, который обеспечивает на порядок более высокие скорости передачи данных.
Основной проблемой игроков рынка мобильного ШПД является опережающий рост трафика относительно доходов от услуг передачи данных. Для предотвращения превращения операторов «в трубу» они планируют активнее внедрять контент-услуги, устанавливать дифференцированные тарифы на тип трафика (ICQ, Skype, Torrents и т. д.) и усиливать свое присутствие в розничном бизнесе.
Несмотря на активное развитие сетей 3G и, в перспективе, 4G, «цифровое неравенство» в регионах России сохраняется. Операторы, как правило, приходят с новыми технологиями преимущественно в места концентрации высокого платежеспособного спроса — крупные и средние города, в то время как жители небольших городов и поселков часто остаются «неподключенными». Для сглаживания «цифрового неравенства» необходима соответствующая государственная инициатива.
И все-таки в целом по уровню своих тактико-технических характеристик технологии 3G не обеспечивают современных потребностей общества в мобильных коммуникациях. Мобильный WiMAX и LTE, относящиеся к поколению мобильной связи 4G, способны лучше решить эту проблему, но для их развития регулятору необходимо, прежде всего, принять меры для обеспечения операторов соответствующим частотным ресурсом.