Сегмент планшетников — беcклавиатурных компьютеров общего применения — сегодня является самым обсуждаемым сектором мобильных устройств, да и просто электронного железа. Если собрать имеющуюся информацию по анонсированным продуктам, получится довольно большая таблица. Но в большинстве случаев там будут скупые данные по устройствам, выход которых еще лишь планируется на будущее.
Однако будущее это недалекое: вскоре в этот сегмент придут чуть не все ведущие поставщики мобильных ПК, да и не только они. И здесь уже возник ряд интересных моментов. Понятно, что их обсуждение пока может носить лишь абстрактный характер, — ведь рыночные данные по продажам — основной, а может и единственный инструмент, которым имеет смысл пользоваться, анализируя коммерческие рынки, пока имеются лишь по одному продукту, причем продукт этот выпущен культовым брендом, что само по себе убивает возможность прогнозирования конкретно по его отгрузкам. Таким образом, судить о происходящем остается только по складывающемуся товарному предложению (см. таблицу).
Впрочем, и ассортиментный перечень очень трудно поддерживать в актуальном состоянии, волна анонсов этих устройств натурально находится в стадии подъема. Хотя часто далеко не все характеристики уже заявлены, в отдельных случаях известно разве что об общих планах компании выпустить продукт на определенной платформе; некоторые из упомянутых моделей к моменту начала производства изменятся в конфигурации, а некоторые так и вовсе не дойдут до этого момента или не будут представлены конкретно в России.
Что касается устройств, существующих «в железе» уже сегодня, то приведенный нами перечень, мягко говоря, далек от полноты. После выпуска Apple iPad производители из ЮВА выбросили на стенды отраслевых выставок просто пугающее число планшетников. Далеко не все из них являются прямым «клоном» iPad, хотя последнее, конечно же, встречается. Как водится, там можно встретить такие имена, как Compal, FIC, Malata и пр., — известные OEM-производители, что автоматически заставляет домножать число «игроков» рынка на приличный коэффициент за счет владельцев локальных торговых марок, под которыми такие продукты и появятся на местных рынках. Это довольно привычная ситуация — второй эшелон «гаджетостроения» появляется в новом сегменте сразу вослед лидеру-провозвестнику, и работает некоторый промежуток времени, пока не подтянутся игроки тяжелой весовой категории. Как говорится, «пока не началось», в отдельных странах они могут даже держать превалирующую часть сегмента.
Типичный пример — ситуация с электронными ридерами. Создавшая себе фору компания Sony, затем Amazon, затем распространение экранов от E-Ink по выделенным OEM-мейкерам. В результате, российский, допустим, рынок так и выглядит: Sony, украинские и отечественные бренды, немного относительно малоизвестных фирм из ЮВА, Amazon. Но это пока, а скоро тут появятся Acer да Asus, и одного этого достаточно, чтобы через год сегмент выглядел уже по иному.
С планшетами ситуация иная — тут нет монополизма в области экранных технологий, как в случае с электронной бумагой E-Ink. Поэтому вход в сегмент «таблеток» крупных игроков не за горами — временной лаг для брендов третьего эшелона оставлен весьма небольшой. Хотя практика показывает, что они могут успеть заработать причитающееся. Вспомните, допустим, private-lable «Эльдорадо» Maxmedia Cameron — второй по времени нетбук на российском рынке после Eee PC. Бизнес-план на квартал, — и очень приличная доля рынка в этот квартал, но только в этот. А далее приехали Wind и Aspire One, и они уже начали бороться по-серьезному с продуктами Asus. Так что все при своих.
Но сегодня нас больше волнуют не доли рынка игроков, а сам планшетный ПК как продуктовая категория. Поскольку сама по себе форма этого продукта не нова — мобильные компьютеры с сенсорным функционалом явились миру не вчера, надо определиться, что же, собственно, мы сейчас понимаем под плашетами, и где проходят границы этого сегмента.
Долгие годы термин Tablet PC применялся к устройствам совсем иного плана, а именно, — к ноутбукам-трансформерам, т. е. блокнотным ПК с поворотным экраном, каковые явственно проявились в ассортименте лет семь назад. На начальном этапе существовали и чистые планшетники без клавиатуры. Об этом уже все подзабыли, но CeBIT образца какого-нибудь 2003 г. по количеству моделей компьютеров с сенсорным функционалом выглядел весьма представительно, пусть до Сomputex 2010 по этому параметру ему было и далеко. Но «чистые» планшеты на открытом рынке не пошли тогда вовсе (спецприменения не берем) — из линеек, доживших до наших дней, мы можем вспомнить только модель Fujitsu Stylistic ST. (Ее мы в наш обзор не включили, так как современный ее вариант и по цене, и по начинке, и по размеру явно выпадает из остального ряда.)
Попытка вывести на серьезный тираж планшетные компьютеры именно как компьютеры безклавиатурного формата с сенсорным экраном была осуществлена позднее, когда корпорация Intel обратилась к теме развития Mobile Internet Devices (MID), тогда же появилась категория UMPC. Из числа таковых мы помним всего три продававшихся на нашем рынке устройства: Asus R2, Samsung Q1 и Sony UX1, что-то в этом роде пыталась предложить и компания Rover. Но и это направление популярности не снискало, модели стоили от 1000 долл. и, ограниченно попродававшись, ушли в архив, о теме начали забывать.
Трансформеры же, за единичными исключениями, до последнего времени оставались частью дорогих корпоративных серий, типа IBM/Lenovo ThinkPad, HP Compaq/EliteBook, Dell Latitude, Fujitsu/FSC LifeBook. Продажи их были крайне невелики, даже на фоне непосредственных соседей по модельному ряду аналогичного типоразмера. Затем более-менее массовую модель трансформера, уже потребительской направленности, предложила HP; актуальное ее поколение именуется TouchSmart tm2. Вот она, в сравнении с элитными трансформерами, действительно неплохо продавалась, но бумом все же это нельзя было назвать. Резюме: в прежние годы массовый пользователь не был готов доплачивать за сенсорный функционал — а просили за таковой, кстати, 10-20% стоимости, если сопоставлять
Подробнее о перспективах планшетных ПК как нового товарного кластера, см. статью «Планшеты ищут свой рынок», «Бестселлеры IT-рынка», №3 2010