Несморя на то, что рынок информационных панелей, или, как чаще сейчас их называют LFD (Large Format Displays), представляет собой уже сложившуюся отрасль со значительным пулом игроков и стабильным и большим списком заказчиков, он по-прежнему находится в фазе активного роста, что проявляется как в увеличении объема продаж, так и в развитии продуктового предложения. Главным явлением в этом сегменте за прошедшие два года стал существенный ( практически двукратный) рост количества игроков, образовавшийся за счет появления на рынке новых компаний. Пока предлагаемый новыми игроками модельный ряд уступает по количеству моделей ведущим компаниям, но он уверенно растет.
Вендоры первой волны также не стоят на месте и активно развивают свое модельное предложение, заполняя все ниши этого сегмента рынка. Так, число моделей, предлагаемых LG, увеличилось на 191%,Sharp – на 114%, Panasonic – на 100%. Значительный, но более умеренный рост модельного предложения демонстрировали компании Philips (81%),NEC (87.5%), Samsung (60%); но у этих компаний и база отсчета была выше. Оценивая развитие различных потребительских рынков, можно отметить рост во всех его сегментах (см. рисунок).
Рис. Динамика количества моделей в различных потербительских сегментах.
Однако природа роста имеет разный характер. Практически двукратный рост модельного предложения в сегменте Digital Signage был достигнут, прежде всего, за счет расширения модельного ряда вендоров «первой волны». К настоящему времени модели этих производителей успели завоевать популярность среди потребителей, после того как вендоры вложили достаточно средств в маркетинг бренда и выпускаемой продукции. Выходя в этот сегмент рынка, вендоры «второй волны» вынуждены считаться с достигнутыми позициями уже существующих лидеров. Поэтому новые игроки предпочитают развивать свое модельное предложение, выбирая в первую очередь другие сегменты рынка, например, панелей с сенсорным экраном, где явные лидеры пока не столь очевидны.
Существенный рост в модельном предложении отмечен в сегменте «интерактивных моделей». Детальный анализ показывает, что половина роста приходится на компании второй волны. Впрочем, вендоры первой волны также продолжают активно развивать свои модельные линейки в этой категории рынка. Их предложения развиваются по двум направлениям. Первое – замена решений на базе прежних «интерактивных» технологий (проекторов и интерактивных досок). Теперь «интерактивный» эффект предлагается получать более простыми средствами за счет новых интерактивных панельных технологий. Второе направление – добавление новой функциональности в модели сегмента Digital Signage. Этот путь развития позволяет компаниям рассчитывать на получение более высокой доходности благодаря тому, что цены на интерактивные модели все еще выше, чем на модели Digital Signage, где они уже практически достигли своего минимума.
Более чем двукратный рост модельного предложения также наблюдается в сегменте «видеостен». Он достигнут благодаря высокой активности вендоров «первой» волны, интерес которых здесь очевиден. Во-первых, продажи более эффективны, потому что сопряжены с «массовой» поставкой панелей, так как комплектация видеостен моделями разных вендоров в рамках одного решения невозможна. Второй фактор – высокий технологический уровень панелей этого типа. Вендору необходимо обеспечить высокую однородность характеристик в пределах выпускаемой партии, а это можно гарантировать только при хорошо отлаженном производственном цикле.
Повышенная доходность привлекает в сегмент видеостен также вендоров второй волны. В частности, попытки закрепиться в этой нише уже предпринимает компания ViewSonic, Можно ожидать, что и другие вендоры этой группы попытаются в будущем отвоевать себе место в этой интересной продуктовой нише.
В сегменте «Специальные модели» наблюдаются аналогичные тренды. Повышенная надежность, защищенность, управляемость, которыми должны обладать «специальные» панели, требуют высокого уровня производства. Чтобы стать игроком этого сегмента, надо накопить серьезный опыт технического обслуживания или обладать оригинальными технологиями, которые востребованы на данном рынке. Как следствие, здесь доминируют вендоры первой волны.
Подробнее об особенностях формирования в настоящее время товарного ассортимента на рынке информационных панелей см. статье «Интерактивность будоражит рынок информационных панелей», «Бестселлеры – IT рынка», 2014, №1