Согласно исследованиям аналитической фирмы ABI Research, в 2016 г. гиганты Web-индустрии, использующие web-масштабируемые облачные технологии, инвестировали около 2,5 млрд долл. в разработку и внедрение новейших средств в «собственные» подключения последней мили.
Однако эти цифры не сопоставимы с вложениями в 400 млрд долл., которые проводные и мобильные операторы выделяют в мировом масштабе для «своих» последних миль. Тем не менее web-лидеры последовательно усиливают позиции в развитии решений такого доступа. Аналитики отмечают не только такие реализованные проекты Google, как Google Fiber и Project Loon, но и покупку ею провайдера Webpass, чей бизнес — предоставление мультигигабитных каналов широкополосного беспроводного доступа. Среди других примеров: дроны на солнечных батареях, которые продвигает Facebook, а также сервисы, использующие низкоорбитальные спутники (минуя каналы иных операторов связи), реализованные компаниями Space X и OneWeb.
Однако, по мнению аналитиков, все новаторские решения web-гигантов не имеют в настоящее время перспектив устойчивого финансового развития или «планетарного» масштабирования. Сбалансированное решение последней мили для web-гигантов можно реализовать лишь в партнерстве с действующими операторами связи, сочетая инновационные решения и коммерческий подход к их внедрению. Ведь наиболее критичные элементы решений последней мили — это спектральный ресурс и инфраструктура, которые, по большей части, в руках операторов связи.
Пример такого рационального подхода к проблеме — проект Facebook под названием Telecom Infra Project (TIP), в рамках которого Facebook инвестировала в собственные беспроводные технологии, среди которых MIMO, миллиметровые антенные системы, а также в разработку конструкторской документации решений для сетей радиодоступа с низким энергопотреблением — OpenCellular. Более того, Facebook сделала документацию OpenCellular открытой для всего сообщества производителей.