К концу 2030 г., утверждают исследователи из GlobalData, выручка на мировом рынке дополненной реальности (augmented reality, AR) достигнет 152 млрд долл. США. В 2020-м объём этого рынка, для сравнения, едва вышел на уровень 7 млрд.
Аналитики называют AR более дизруптивной, порождающей сильнейшие возмущения на устоявшемся к настоящему времени ИТ-рынке технологией, чем даже искусственный интеллект или Интернет вещей. Причина в том, что развитые гарнитуры дополненной реальности — а предсерийные образцы их уже доводят до ума стразу несколько глобальных вендоров — могут в теории сделать ненужными вообще какие бы то ни было иные средства цифрового вывода, включая разнообразные дисплеи и акустические системы.
Развитая головная гарнитура AR даст пользователю возможность в едином поле зрения совмещать реальный мир (видимый прямо за стёклами очков или же снимаемый внешними камерами с ретрансляцией картинки в реальном времени на дисплеи глухого шлема) с виртуальным. Если — точнее, убеждены исследователи, когда — такая гарнитура станет по-настоящему лёгкой и комфортной для непрерывного ношения, она моментально лишит смысла смартфоны, ноутбуки и прочие персональные гаджеты для львиной доли потребителей ИТ-устройств.
При поступлении звонка номер абонента моментально отобразится перед глазами носителя AR-гарнитуры, и ответить тот сможет, просто сказав «Алло» голосом, — нет необходимости извлекать смартфон из кармана или подносить к лицу умные часы. Для работы с почтой и/или документами достаточно будет подключиться посредством той же гарнитуры к соответствующему облачному сервису, а ввод текста можно реализовать либо через облачный же сервис speech-to-text, либо с использованием распознавания жестов внешними камерами гарнитуры. Об участии в видеоконференциях, играх или просмотре видео (хоть во всю ширину и высоту поля зрения) и говорить нечего, — всё это AR-очки или шлем ближайшего будущего позволят реализовать максимально просто.
При этом погрузившийся в созерцание виртуальных миров на ходу пользователь не будет подвергаться опасности даже на оживлённой улице, — те же внешние камеры в сочетании с облачными сервисами позаботятся о непрерывном наблюдении за его окружением и предупреждении инцидентов.
Бизнес наверняка заинтересуют коммерческие приложения AR, — например, когда в ответ на бурчание посетителя магазина себе под нос «Ну и куда они переставили мой любимый шампунь...» приложение расшифрует запрос на основе истории прежних покупок, отыщет нужный товар на полке и услужливо подсветит его в поле зрения владельца гарнитуры (либо проложит путь к нему по проходам меж стеллажей, «вывешивая» в воздухе перед пользователем активные виртуальные указатели).
Неудивительно, что если всё это и в самом деле вскоре воплотится в реальность, как уверяют рынок разработчики AR-гарнитур, продажи этих устройств будут расти с CAGR не менее 26% до 2030 г. — и, вероятно, они в самом деле всерьёз перекроят привычный на сегодня ландшафт потребительского ИТ-рынка.