Ещё в конце сентября, после продолжительной встречи представителей администрации США с лидерами микропроцессорной индустрии, американское правительство предложило ведущим производителям полупроводников, чипмейкерам, а также занятым упаковкой и тестированием СБИС компаниям исчерпывающе ответить на список из 13 вопросов. Срок получения добровольных ответов истекает 8-го ноября, после чего к не пожелавшим заполнить опросник компаниям может быть применён сохранившийся со времён Холодной войны закон о национальной безопасности — с целью заставить неуступчивых всё же раскрыть нужную информацию под угрозой санкций. Как заявила министр торговли США Джина Раймондо (Gina Raimondo), «я не хочу принимать никаких вынужденных мер, но если они откажутся, у меня не останется выбора».
Речь идёт о раскрытии максимально полной информации о восходящих цепочках поставок материалов и компонентов, используемых названными компаниями для изготовления полупроводниковых изделий. Правительство США желает точно знать, насколько велики у производителей чипов (на всех стадиях, от кремниевой пластины-заготовки до тестирования полнофункциональной системы-на-кристалле) запасы сырья и готовой продукции, каковы их фактические производственные мощности, какие именно контрагенты поставляют им необходимые материалы, а также по каким изделиям в последнее время наблюдалось наибольшее превышение спроса над предложением — и в каком объёме те были проданы.
Это настоятельное принуждение с лёгким налётом добровольности не на шутку встревожило глобальных производителей полупроводников, особенно со штаб-квартирами вне США. Понятно, что американское правительство намерено досконально разобраться в причинах нынешнего острейшего дефицита чипов — и, вероятно, каким-то образом повлиять на реорганизацию цепочки поставок, чтобы избежать подобных казусов в будущем. Однако слишком уж напористо выглядит попытка получить доступ к важнейшей и наиболее деликатной информации, безусловно представляющей строже всего охраняемую любым бизнесом коммерческую тайну — тем более, когда речь идёт о не находящихся в юрисдикции США компаниях. Как заявила Сильвия Фан (Sylvia Fang), главный юрисконсульт TSMC, «мы, безусловно, не допустим утечки чувствительной информации, имеющей отношение к нашей компании, — и в особенности к нашим клиентам».
С одной стороны, учитывая, что в числе важнейших клиентов той же TSMC на данный момент, после насильственного вывода из игры Huawei, остались почти сплошь американские компании — Apple, Qualcomm, Broadcom, Intel, Nvidia — стремление правительства США разобраться, почему флагманы их ИТ-индустрии недополучают так необходимые им чипы, звучит вполне обоснованно. С другой, при передаче настолько ценных данных на сторону, пусть даже в руки предположительно добросовестной администрации крупнейшей экономики мира, неизбежно усиливается риск их утечки — и, соответственно, катастрофического ущерба коммерческим интересам согласившихся раскрыть свою информацию (либо принуждённых к тому) компаний.
Вдобавок, с немалой вероятностью в восходящих цепочках поставок TSMC и иных находящихся за пределами КНР чипмейкеров наверняка окажется немало контрагентов из материкового Китая — что даст американским властям дополнительный рычаг воздействия на прямых конкурентов и создания ещё более благоприятных условий собственным изготовителям микросхем, в первую очередь Intel.