Биткойн сам по себе не стоит ничего, — это лишь запись в распределённой базе данных, которую определённое количество людей и, что важнее, финансовых институтов мира уговорились считать платёжным средством. Для тех, кто сведущ в ИТ, это заявление тривиально, однако недавно комитет Банка Англии по финансовой политике громогласно и официально объявил биткойн «ничего не стоящим» (буквально — worthless), а также напомнил, что каждый, кто вкладывает в этот инструмент реальные деньги, должен быть готов в любой момент потерять их.
Заявление это звучит особенно грозно на фоне чрезвычайно высокой капитализации самой известной в мире криптовалюты, которая в течение этого года доходила до 67 тыс. долл. США за единицу. Суммарная ценность обращающихся в мире биткойнов оценивается на конец текущего года в 2,6 трлн долл., что близко к 1% от объёма всех финансовых ресурсов мира. Всего же той или иной криптовалютой владеют около 2,3 млн человек на планете. И все они в один не самый прекрасный день могут столкнуться с тотальным обнулением счетов — в случае, если больше не найдётся желающих выплачивать живые деньги за записи в децентрализованной базе данных.
Собственно, комитет по финансовой политике, вынося свой вердикт по поводу криптовалют, не задавался целью проявить заботу о благополучии доверившихся этому виртуальному активу граждан. Он занимался выполнением своей прямой задачи — оценкой рисков для финансовой системы Соединённого Королевства в случае, если биткойн и прочие подобные продукты внезапно обесценятся, а также вероятности самого этого события.
Участники комитета пришли к заключению, что пока криптовалюты остаются полумаргинальным средством обращения, затрагивающим в основном частных лиц и СМБ, серьёзной угрозы для стабильности классических финансовых институтов они не представляют. Гораздо более серьёзной ситуация станет, если биткойн и иные «крипты» начнут активно использовать при взаимных расчётах банки, крупные коммерческие предприятия и бюджетные организации.
Пока перспективы биткойна выглядят довольно стабильными. Его алгоритм устроен так, что всего возможно намайнить (однако, при постепенно растущем объёме вычислений, необходимых для каждого последующего шага) 21 млн единиц этой криптовалюты, причём на сегодня добыто уже около 19 млн биткойнов, а последний будет введён в оборот, как ожидается, в 2140 г. Но эта принципиальная ограниченность ресурса — которая сперва оказалась чрезвычайно привлекательной для инвесторов — может стать и могильщиком криптовалюты.
Интервалы между получением новых единиц биткойнов неуклонно растут, что ведёт к непропорциональному росту предлагаемых за них на криптовалютных биржах реальных денег. С каждой итерацией всё больше инвесторов начинают оценивать риск внезапной потери инвестированных в эту схему сбережений (по любой причине) как неприемлемый — и потому если не выходят из «крипты» полностью, то активнее диверсифицируют свой портфель, предпочитая разнообразить его менее волатильными и более реальными активами. Пирамида может рухнуть в любой момент — но, если крупные финансовые игроки прислушаются к рекомендациям Банка Англии, затронет эта катастрофа лишь не в меру оптимистичных частных держателей криптовалют.
Стоит отметить, что криптовалюты заметно влияют и на отдельные сегменты ИТ-отрасли. Давно известна, например, роль майнинга криптовалют на рынок видеокарт. Недавно сообщалось о большом потенциале спроса на NVMe-диски из-за майнинга новой криптовалюты Chia. И что будет если спрос на криптовалюты и, соответственно, на средства для их майнинга, вдруг обнулится? Вопрос риторический.