Аналитическое издание ITBestsellers.ru

С точки зрения перспектив массового сегмента рынка ИБП интересно отметить одну закономерность. Суммарная мощность резервных и интерактивных ИБП пока определенно превышает половину рынка, при этом в денежном выражении она ниже этой средней линии. Такое различие вклада «денежных» и мощностных показателей связано со спецификой внутренней структуры параметра «удельная стоимость защиты.

По данным аналитической компании ITResearch http://www.itbestsellers.ru/statistics/detail.php?ID=29433 , в 2013 г. в России было продано 1,95 млн ИБП переменного тока на сумму 503,6 млн долл. Годовая динамика отрицательная (минус 17% в штуках и минус 9% в деньгах), хотя это не так уж плохо на фоне других секторов IT-рынка.

Анализируя долговременную динамику (см. рис. 1 и 2), следует отметить, что после посткризисного всплеска в 2010 г. на рынке ИБП наблюдалось перманентное затухание. Темпы роста планомерно снижались, и уже 2012 г. рынок практически не показал положительной динамики по отношению к 2011 г. В прошлом году рост и вовсе ушел в отрицательную зону, и на данный момент нет никаких положительных сигналов к тому, что в текущем году он сможет из нее выбраться.

Первое дуновение кризиса в конце 2008 г. сразу же опустило рынок ИБП в негативную зону, а 2009 г. продавил его глубоко вниз – более чем на 40% по всем ключевым показателям. Однако, как показывает практика, чем резче провал, тем активнее проходит восстановление. В 2010 г. рынок ИБП активно рос и в 2011-м по денежным показателям даже вышел «в плюс» по сравнению с докризисными показателями. Несмотря на падение в 2013 г., в положительной зоне в деньгах (относительно 2008 г.) он пребывает до сих пор.

Но в штуках и в суммарной установленной мощности аппаратов рынок остается глубоко ниже ватерлинии 2008 г. На эти два параметра в большой степени влияет состояние сегмента легких или массовых ИБП, а оно не слишком оптимистично. Рынок настольных ПК, с которым сопряжен массовый рынок ИБП, перешел к стабильному падению. В результате отметка в 2 млн аппаратов в год сейчас видится даже не «поддержкой», а уровнем сопротивления для рынка легких ИБП, выше которого подняться шансов мало.

Но, несмотря на в целом ниспадающий тренд, российский рынок ИБП демонстрирует очень серьезные показатели, как в количестве продаваемых устройств, так и в генерируемом денежном потоке. Это делает рынок привлекательным для того, чтобы на нем работали почти 20 иностранных производителей, несколько десятков дистрибьюторов (большинство из них проектные), примерно 3 тыс. широкопрофильных дилеров и несколько сотен инжиниринговых компаний, специализирующихся на установке инфраструктурного оборудования.

Рис. 1. Динамика российского рынка ИБП в натуральном выражении (в тыс. шт.).

ris1.gif

Источник: ITResearch

Рис. 2. Динамика российского рынка ИБП в денежном выражении (в млн долл.).

ris2.gif

Источник: ITResearch

Структурные сдвиги

Рынок ИБП представляет собой очень специфичную с точки зрения товарного ассортимента отрасль. Здесь представлено сразу несколько топологий аппаратов; вес устройств, их мощность и стоимость могут различаться на три порядка, целевые рынки также совсем разные. Компания ITResearch традиционно делит рынок на 7 технологических сегментов, доля которых в денежном выражении в целом сопоставима (см. рис.3).

Обращает на себя внимание, что самое начальное оборудование класса off-line за последние годы полностью сохранило свои позиции, основной же спад произошел в сегменте line-interactive AS, чья доля снизилась с 30% до менее 20% рынка. Основной рост наблюдался в сегменте on-line-оборудования, в 2013 г. его суммарная доля превысила половину рынка.

Рис. 3. Изменение долей технологических сегментов рынка ИБП.

ris3.gif

Источник: ITResearch

С точки зрения перспектив массового сегмента интересна еще одна закономерность. Суммарная мощность резервных и интерактивных ИБП пока определенно превышает половину рынка, при этом в денежном выражении она ниже этой средней линии. Такое различие вклада денежных и мощностных показателей связано с тем, что стоимость защиты (или удельная стоимость в перерасчете на 1 кВА установленной мощности) довольно сильно различается для ИБП различных топологий. Минимальна она для резервных и интерактивных ИБП с аппроксимированной синусоидой – менее 140 долл. за 1 кВА, а для on-line-ИБП этот показатель исчисляется несколькими сотнями долларов

Возможно, что здесь, скорее всего, кроется ответ на вопрос, почему в подавляющем числе случаев ИТ-службы компаний до сих предпочитают использовать для защиты стандартных рабочих мест именно легкие индивидуальные ИБП, а не централизованные трехфазные системы. Так банально дешевле. И этот фактор оказывает, и будет оказывать, существенную поддержку массовому рынку, который просто не может упасть ниже определенной отметки, хотя сейчас он близок к ней как никогда.

Примечательно, что при сопоставимом вкладе денежных показателей различных технологических сегментов ИБП, на первые три из них (off-line, line-interactive AS и line-interactive Sin) приходится более 96% всего рынка в натуральном выражении. Причем динамика продаж в штуках выглядит несколько иначе, чем в деньгах.

Например, сокращение в сегменте line-interactive AS в деньгах в 2013 г. составило треть от значений 2007 г., а в штуках – более половины (см. рис. 4 ). Именно этот сегмент в наибольшей степени пострадал от сокращения массового рынка в целом. Причем наблюдалось как прямое сокращение продаж, так и «перетекание» самого дешевого оборудования в сегмент ИБП off-line. В результате средневзвешенная стоимость ИБП line-interactive AS за последние 7 лет выросла с 70 до почти 100 долл., что очень много для индивидуального оборудования. Для сравнения, в сегменте off-line-ИБП она также выросла, но остановилась на уровне 80 долл., что существенно доступнее для цено-ориентированных потребителей, коих сейчас абсолютное большинство.

Рис. 4 Динамика продаж в массовых сегментах ИБП (в штуках).

ris4.gif

Источник: ITResearch

Сегмент тяжелого оборудования не входит в тему настоящей статьи, однако стоит обратить внимание на ту его часть, которая примыкает к рынку массовых ИБП. В частности обращает на себя внимание уверенный рост продаж легких on-line-ИБП (мощностью до 3 кВА). Такие аппараты продаются уже десятками тысяч, причем все более значимую долю в них составляют модели RM (Rack Mount), которые все чаще используются в критичных системах, включая ЦОДы небольшого масштаба.

Ценовые сдвиги

Все вышеперечисленные структурные сдвиги не могли не отразиться на таком важном индикаторе, как средневзвешенная стоимость продукции. Ведь если она падает, на каждой единице товара производители и канал зарабатывают меньше денег, если растет – соответственно наоборот. Поэтому очень хорошо, что при существенном сокращении объемов сбыта отрасль в целом продолжает генерировать приличный денежный поток.

С 2007 г. средневзвешенная стоимость одного ИБП прибавляла за год примерно 10%, в результате к 2013 г. этот показатель увеличился более чем на 60% по сравнению с 2007 г. и достиг уровня в 260 долл. И это при том, что сами аппараты в целом не дорожали, несмотря на высокую материалоемкость продукции и серьезную зависимость себестоимости продукции от цен на сырье.

Кстати, нужно отметить, что внутри различных сегментов средневзвешенная стоимость ИБП в большинстве случаев также росла (но далеко не такими темпами, как в целом по рынку). Связано это с тем, что появлявшиеся за это время новые аппараты часто были дороже предшественников. «Виной» тому большая технологичность, наращивание количества модульных систем, RT- и RM-форм-факторы и т. д.

Конкурентная среда

Привлекательность российского рынка ИБП и его зрелость привели к тому, что на данный момент на нем сложилась развитая высококонкурентная среда.

В целом интенсивность конкуренции на российском рынке имеет тенденцию к повышению. Соответствующий индекс Герфиндаля (сумма квадратов долей вендоров, в данном случае – в деньгах) имеет тенденцию к снижению (см. рис. 5), уменьшившись с 2007 г. с 0,3 до 0,23, т. е. более чем на 20%. Это означает существенное нарастание конкуренции, хотя до отметки 0,18, которая обычно принимается за переход рынка с монополизированного состояния в высококонкурентное, еще довольно далеко, тем более что процесс чем дальше, тем движется сложнее.

Рис. 5 . Индексы интенсивности конкуренции в целом по рынку и в отдельных технологических сегментах.

ris5.gif

Источник: ITResearch

Примечательно, что в различных технологических сегментах конкуренция проистекает совсем по-разному, чем в целом по рынку. Обусловлено это как различным оборудованием, так и разными наборами конкурирующих здесь компаний. В массовых сегментах off-line и line-interactive Sin традиционно сильны позиции APC, и интенсивность конкуренции здесь минимальная, хотя и здесь все активнее о себе заявляют другие игроки массового рынка, такие, как CyberPower, Ippon и Powercom. А в самом массовом сегменте line-interactive AS конкуренция очень интенсивная, и здесь компания APC уже отодвинута с лидирующей позиции брендом Ippon.

Примечательно, что многие участники массового рынка, окрепнув, делают попытки закрепиться в инфраструктурном сегменте, где традиционно наиболее сильны позиции компаний Eaton, Emerson Chloride, Emerson Liebert, Delta Electronics, General Electric, Inelt, Newave и Socomec UPS.

Подробнее о структуре продаж на российском рынке ИБП см. в статье «В нисходящем тренде», «Бестселлеры IT-рынка», 2014, №2 

Вернуться к началу обзора «Массовые ИБП все еще обладают значительным потенциалом»