По данным компании ITResearch, российский рынок ноутбуков за первое полугодие 2015 г. составил 1,08 млн штук. По динамике рынок ушел в минус резче, чем когда-либо – на 48%. Первый квартал вообще был обескураживающим: -54%, во втором положение чуть подправилось, но все равно о позитиве говорить не приходится.

1.gif

Рис. 1. Динамика сегментов компьютерного рынка в на- туральном выражении (к аналогичному периоду прошлого года).

Сегодня в глубоко отрицательной зоне находятся все подсегменты российского компьютерного рынка, но ноутбуки по-прежнему падают сильнее других (рис. 1).

Удельный вклад ноутбуков в компьютерную сферу продолжает сокращаться, хотя уже не столь сильными темпами, так как их основного конкурента – сегмент планшетов – также накрыла волна рецессии.

Причины в значительной степени те же, что и на глобальном рынке. Общее насыщение в потребительском секторе, переключение потребителей на планшеты, стагнирующий рынок замены устаревающего парка, низкий уровень спроса в деловом секторе. В России к этому добавляется фактор резкого взлета цен в рублевом эквиваленте, сильно понижающий покупательную способность массового потребителя. В результате мировой рынок ПК сокращается, но наш снижается еще сильнее.

2.gif

Рис 2. Динамика соотношения продаж различных категорий ноутбуков в натуральном выражении.

На этом фоне рынок падает не только в натуральном выражении, но, что еще важнее для производителей, – и в денежном. (Имеется в виду долларовое выражение, конечно.) Маржинальность падает. Это отлично видно на рис. 2., где показано соотношение продаж ноутбуков на базе «стандартной» компонентной базы – Intel Core или старших чипах AMD и «бюджетной» – на базе усеченных платформ Intel Bay Trail и AMD Beema. Именно бюджетные системы сегодня составляют уже свыше половины объема сбыта, стремительно набрав вес с момента запуска таких компонентных платформ в начале 2014 г.

Удешевление структуры сбыта – следствие все тех же процессов, которые приводят к падению штучных продаж. Парк устройств, закупленных в прежние годы, обновляется плохо, рынок живет за счет первичных закупок, которые на насыщенном рынке не способны обеспечить воспроизводство показателей, не уже говоря о росте.

Плюс к этому у потребителей, впервые приходящих на рынок, в среднем порог требований ниже, чем у опытных пользователей. Они в большей степени ориентированы на цену, чем на функциональность и качество. Так вот: сегодня ноутбуки активно покупают именно бюджетные потребители в качестве необходимого и достаточного компьютера под Windows для работы и учебы. Мультимедийные и игровые машины, элитные эргономичные решения, бизнес-ноутбуки продаются ни шатко, ни валко. Старый парк таких устройств устраивает пользователей, обновляться они не спешат. Что приводит одновременно и к снижению абсолютных объемов сбыта, и к ценовой эрозии текущей структуры продаж.

Фактор Windows 10

Естественный вопрос, который сейчас интересует всех: приведет ли выход Windows 10 к значимому росту рынка замены устаревшего парка? Не думаем. Тут дело в целевой аудитории потребителей ноутбуков в сравнении с десктопами.

Корпоративная составляющая в мобильной сфере меньше, чем в настольной, если говорить о массовых рабочих местах персонала. В корпоративной среде решение о переходе на новую ОС с закупкой новой техники может быть принято ИТ-департаментом авторитарно. Компания обновляет софт единовременно для большого числа пользователей, дабы не допускать «зоопарка» платформ. Но новую ОС ставить на старое «железо» не хочется, так что проводится тендер и производится массовая закупка новой техники. И в конце 2014 г. мы отчетливо видели влияние этого подхода на продажи настольных ПК для рабочих мест организаций госсектора и крупных компаний. Сегмент десктопов тогда действительно поправил свое положение именно на корпоративной составляющей.

В секторе же малого бизнеса и, тем более, в потребительском сегменте эффект от перехода к новым версиям системного ПО оказывается более размытым. А в сфере ноутбуков превалирует именно такая клиентура. Как следствие, эффект от отказа от Windows XP в секторе мобильных ПК практически не был заметен. Кроме того, парк ноутбуков в среднем все же поновей десктопного – в эксплуатации машины в основном на Windows 7 или 8, присутствие XP здесь все-таки явно меньше.

А с переходом на Windows 10 и того хлеще: для пользователей 7-ой и 8-ой версии он осуществляется бесплатно, простым обновлением. Так что выпуск Win10 вряд ли окажет здесь значимый эффект на продажи. Сильного оживления рынка, в смысле рынка закупки техники на замену устаревшей, под эгидой новинок Microsoft здесь не планируется и в этот раз.

Extra mobile

Но есть одна тема, которая выглядит более перспективной. Это давно ожидаемый выход на приличные тиражи категории гибридных ноутбуков. Просто компактные решения современного уровня на базе процессоров со сверхнизким потреблением также получают подспорье. Есть ощущение, что давно заявленная конкуренция таких ноутбуков с сегментом «больших» планшетов все-таки начнет работать.


Да, на сегодня уже сложно посчитать, сколько раз Microsoft и Intel пытались запрыгнуть на подножку локомотива высокомобильных компьютеров, способных на равных конкурировать с большими ARM-планшетами. И всякий раз с результатом, близким к нулевому. Сегмент ультракомпактов. относится в нашей терминологии к категории Extra Mobile. (рис. 2.) Отлично видно, что до последнего времени активной экспансии таких устройств не происходило. Максимум, на что его хватило, – это дорасти от 0,5% до приблизительно 1,5% сбыта ноутбуков. И это на резко снижающемся рынке, т. е. о существенном росте объемов в штуках говорить не приходилось. Но сегодня в этом отношении все-таки появляется шанс на то, что мечта сбудется, и вот почему.

Вялые продажи компактных ноутбуков наблюдались во времена, пока царствовали планшеты. Сегодня же старшие планшеты стагнируют – пользователь все-таки разобрался, что для работы нужно ноутбукоподобное устройство. Плюс, ранее довлело негативное отношение к Windows 8 в целом как системе. «Десятка» имеет более позитивный имидж, нежели «восьмерка», и фактор Windows перестает быть ограничительным, становясь, наоборот, стимулом для возвращения пользователей на платформу ПК.

В платформенной сфере, вообще-то говоря, конкурент для Wintel имеется – это хромбуки. Но на сегодня очевидно, что в России хромбуки совершенно не пошли. Наш рынок не понял этой платформы. В отличие от ряда западных рынков, где эта категория бюджетных ноутов явно обрела своего поклонника. И там Google Chrome OS действительно отобрала на себя часть потребителей экономичных устройств класса Extra Mobile для работы. Но у нас этот потенциальный спрос до сего дня оставался необслуженным. И если нечто в том же роде – дешевое и компактное – будет предложено нашему покупателю, но уже под Win10, то вполне вероятно, что продажи, наконец, стрельнут.

Довольно показательным с точки зрения развития ассортимента устройств Extra Mobile является недавний маркетинговый ход Intel. Как известно, к запуску Windows 10 компания спешно выпускает 6-е поколение Core – процессоры Skylake. Так вот: в рамках этого поколения энергосберегающая серия Core Y разбита уже на три мощностные и стоимостные группы – M3, M5 и M7, как у «взрослых» Core U (i3, i5 и i7). Ранее существовала только одна и относительно недешевая линейка чипов Core Y. Сегодня же Intel пытается стимулировать развитие вариативности решений на этой базе. Но главное, запустить процесс демократизации модельных рядов в эргономичном компактном подсегменте. Соответственно есть шанс и на рост продаж.

В любом случае, других оснований для развития сектора мобильных компьютеров, кроме активизации сбыта гибридов и прочих компактов, не просматривается. Точнее, метод для роста отгрузок, безусловно, есть. Проверенный и надежный. Это бюджетные пятнашки на Bay Trail, исчисляемые в объемах морских контейнеров под сезонные распродажи. Да еще с поддержкой долларовых стоков за счет производителя. То есть метод продавливания спроса ценой. Но единственный смысл таких мероприятий – борьба вендоров за долю падающего рынка, ибо маржа здесь….

Вендоры

Безоговорочным лидером продаж ноутбуков по итогам полугодия стала компания Lenovo, с долей рынка 27% в натуральном выражении. И это при том, что компания под прошлый рождественский сезон устроила глобальный слив продукции в канал, в результате чего первые месяцы года она отгрузки фактически приостановила. Концентрация рынка очень высока. Лидирующая тройка (в которую входят еще Acer и Asus) суммарно продала 71% всех ноутбуков в России. А если сюда добавить еще DNS и HP, то получим, что эта пятерка сделала почти весь рынок (92%).

Успех марки DEXP (DNS), конечно, интересен, так как отечественных брендов в верхних строчках ноутбучного рейтинга не значилось с первой половины нулевых годов. В период падающего рубля российские компании все-таки смогли зацепиться за рынок. Так, в завершающем квартале 2014 г. суммарная доля «россиян» в сбыте мобильных ПК с трудом превышала 3%, но и это почиталось достижением. В рассматриваемый же период она составляла уже целых 9% (!). Возникают и новые российские проекты в этой сфере, скажем, бренд Nautilus, продвигаемый Oldi. Так что процесс импортозамещения оказывается не столь уж и мнимым.

Источник: «Бестселлеры IT-рынка», 2015, №3 

Вернуться к началу обзора «Почему падает рынок ноутбуков»